Юлия Кузнецова. ОСОЗНАННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ — ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ?

0
457

Статья – об экологическом «тренде» в современном мире, причем, с показательными цифрами. Причем, размещенная на сайте Сбер Премьер. То есть идея необходимости кардинально перестраивать нашу жизнь, менять идеологию потребления проникает даже в такие государственно-рыночные монолиты, как СБ РФ. Хотя позиция автора, на наш взгляд, несколько излишне оптимистична, но «тренд» все же налицо.

_______________________________-

Производство и потребление — не только основа рыночной экономики, но и источник серьезных проблем для окружающей среды. По прогнозам ООН, население Земли к 2050 году вырастет до 9,8 миллиардов человек. Если эти прогнозы окажутся верными, то для поддержания нынешнего образа жизни нам понадобится почти три таких планеты, как наша.

Ответственное использование природных ресурсов помогло бы человечеству избежать подобного сценария. Именно поэтому оно попало в список глобальных целей устойчивого развития ООН. Чтобы достичь этой цели, обществу нужно перейти на рациональные модели потребления и производства — звучит глобально, но на деле представляет собой набор понятных изменений, многие из которых уже происходят. Одно из них — осознанное потребление, то есть отказ от нерационального и чрезмерного использования ресурсов, товаров и услуг и стремление, насколько это возможно, снизить вредное воздействие на окружающую среду.

Как часто мы неэффективно тратим воду и энергию, покупаем лишнее, делаем выбор «по привычке»? Согласно последним исследованиям, человечество теряет или выбрасывает до 1,3 млрд тонн еды ежегодно. Мы не носим и половины своего гардероба, но вслед за быстрой модой постоянно покупаем новые вещи. Между тем, на производство только одной футболки уходит до 2700 литров воды, которых среднему человеку хватает на 900 дней жизни. И все это происходит на планете, где миллионы людей не имеют доступа к чистой воде, страдают от голода и недоедания — не только в Африке, но и в Европе, и в Северной Америке.

Тем временем осознанный подход и ревизия бытовых привычек могли бы помочь справиться с проблемой перепотребления. Простое внимание к ежедневным действиям без снижения качества жизни позволит сэкономить до 35% воды и до 40% электричества, существенно снизить количество пищевых отходов и другого бытового мусора и уменьшить личный водный и углеродный след. Безусловно, спасенный в Москве банан не накормит голодающих африканских детей, но большое количество таких действий по всему миру поможет изменить подход к использованию ресурсов и сдвинуть решение вопроса с мертвой точки.

В большинстве стран мира растет число людей, озабоченных влиянием экологической ситуации на безопасность и качество жизни и признающих свою ответственность за сохранение планеты. В России их доля составляет почти 80%. Во многом благодаря им в период глобального локдауна в потребительском поведении появились новые тенденции, связанные с экологической осознанностью. По мере того, как мир выходит из кризиса, становится ясно, что среди главных последствий изоляции — такие тренды, как цифровизация торговли, рост требований к безопасности и гигиене товаров, снижение покупательской способности и поляризация отношения к устойчивому развитию.

Удаленная работа на карантине и массовый переход торговли в онлайн позволили потребителям сэкономить средства, которые раньше уходили на перемещения по городу и еду. В результате существенно снизился углеродный след транспорта, причем не только для личных поездок, но и при транспортировке товаров: в пандемию люди покупали больше, но и реже. Цифровизация торговли позволила разделить во времени процессы выбора товаров и оплаты. А поскольку отложенное решение обычно более взвешенно, то и лишних покупок при таком подходе меньше. Более того, интернет сократил дистанцию между производителем и покупателем. Между участниками процесса идет постоянный диалог: потребитель узнает подробности производства, проверяет состав продуктов, делится обратной связью. Все это работает на повышение ответственности бизнеса и установление новых «правил торговли». Все более значимым для покупателя становится доверие к бренду, прозрачность его решений в области устойчивого развития: достоверность экомаркировки и безопасность состава, этичность производства, оправданность упаковки и т. д. Мы учимся не только видеть сумму на ценнике, но и определять стоимость каждого использования вещи. Более 60% потребителей во время пандемии меньше тратят на одежду, около половины ожидают, что этот тренд сохранится и после выхода из кризиса. Также 65% планируют в дальнейшем покупать более долгоиграющие вещи, а 71% хотят продолжать использовать то, что уже имеют. Уже к 2030 году эксперты прогнозируют стагнацию масс-маркета.

Неизбежно повысил осознанность в выборе товаров и временный спад покупательской способности. Может показаться, что искать экологические выгоды в падении доходов населения не совсем уместно, но кризисы всегда меняли модели потребления. И вопрос скорее касается того, сохранятся ли новые тренды, когда уровень доходов восстановится.

Трудно сказать, что повлияло на нас сильнее — падение доходов, появившееся свободное время на рефлексию или заметное очищение городского воздуха во время локдауна — однако похоже, что в 2020 году число людей, активно вовлеченных в экологическую повестку, резко выросло. Согласно исследованию Mckinsey, в 2020 году две трети потребителей в мире утверждали, что сейчас особенно важно снизить воздействие на климат, а 88% — уровень загрязнения. Кроме того, 67% опрошенных уверены, что использование экологичных материалов является для них важным фактором покупки. И, наконец, 57% уже внесли значительные изменения в свой образ жизни. Другое интересное независимое исследование провела социальная сеть Pinterest. Поскольку люди используют сайт для поиска вдохновения, анализ поисковых запросов по разным категориям позволяет выявить тренды в массовом поведении. Анализ данных 320 миллионов пользователей со всего мира показал уверенный рост массового интереса к экологии и осознанному потреблению. На 446% увеличилось число запросов о способах снижения количества отходов. Поиск вариантов, как провести экологичную свадьбу, вырос на 235%, лайфхаков по выбору экологичных товаров — на 172% , запросов о секонд-хенд-моде — на 38%.

Есть, однако, и другая сторона пандемии. Во-первых, кризис привел к поляризации отношения к экологическим проблемам. «Тяжелая экономическая ситуация отодвигает вопросы экологии на второй план», — говорит Андрей Нагибин, создатель и руководитель организации «Зеленый патруль». Несмотря на осведомленность о проблемах экологии, для большинства жителей нашей страны экологическая повестка в условиях выхода из кризиса — далеко не приоритет.

Отчасти «против» экологии работают и возросшие требования к безопасности — заметное увеличение количества упаковки и предметов одноразового использования. За весенние месяцы прошлого года в жилом секторе Москвы мусора стало больше, хотя его общегородской объем снизился благодаря неработающим офисам. В структуре отходов выросла доля неперерабатываемых фракций, в том числе пищевых отходов и упаковки.

Нет сомнений, что процессы и настроения в обществе могут и будут меняться. Насколько долгосрочными окажутся перечисленные тренды, пока сказать сложно.

Но есть основания считать, что большинство изменений, особенно в сфере торговли, останутся с нами надолго.

В остальном эксперты рисуют разные сценарии — и они во многом зависят от скорости и характера выхода общества из кризиса.

https://newlookproject.ru/?expert=5&static=expert&utm_source=klim&utm_medium=email&utm_campaign=sberpremier

Показать похожие записи
Еще от Редакция cайта
Еще в Новости

Смотрите также

Архив ТВ «Катунь: интервью с Г.Г. Майоровым (1999 г.)

Архивное видео с конференции «Алтай-Космос-Микрокосм» 1999 года: интервью А.В. Иванова с Г…