Главная Научные Мероприятия В Барнауле состоялся российско-индийский on-line семинар «Алтай и Гималаи как уникальные культурно-биосферные регионы Евразии»

В Барнауле состоялся российско-индийский on-line семинар «Алтай и Гималаи как уникальные культурно-биосферные регионы Евразии»

0
495

29 ноября на базе Алтайского ГАУ состоялся российско-индийский on-line семинар. Он прошел в рамках проекта «Алтай и Гималаи как уникальные культурно-биосферные регионы Евразии: поиск общих ценностей, эколого-экономических стратегий, социокультурных параллелей», при финансовой поддержке РФФИ и администрации Алтайского края (грант № 16-13-22002).

В 2015 году сотрудники Алтайского государственного аграрного университета (г. Барнаул, РФ) и Общества защиты экологического и культурного разнообразия «Калп» (штат Химачал-Прадеш, Республика Индия) Встреча участников группы "Алтайско-Гималайская Инициатива" 2016разработали программу исследований био-гео-культурных артефактов регионов Алтая и Гималаев и подписали совместный меморандум. Исследовательская деятельность проходила в рамках работы международной научной группы «Алтайско-Гималайская инициатива».  В ноябре 2016 г. во время экспедиционной поездки сибирских ученых в Индию в столице штата Химачал-Прадеш г. Шимла прошел совместный семинар сибирских и индийских ученых, а 29 ноября 2017 г. семинар состоялся в  Барнауле (Алтайский край).

Участники семинара: преподаватели Алтайского ГАУ, АлтТГУ им. И.И. Ползунова, АГУ, Института философии и права СО РАН (г. Новосибирск). С индийской стороны участвовали сотрудники Института комплексных гималайских исследований Университета штата Химачал-Прадеш, а также представители Общества «Калп» (г. Шимла, штат Химачал-Прадеш). Ученые собрались, чтобы обсудить итоги двухлетней  исследовательской работы.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение, что алтайский и гималайский горные регионы, несмотря на территориальную удаленность, имеют много общих черт в хозяйственно-экономическом и культурном развитии. В ходе компаративистских исследований участники проекта установили, что этому способствуют не только природно-климатические факторы, но и культурно-исторические.

Во время экспедиционных поездок по Алтаю и Гималаям были проведены социологические опросы, которые позволили оценить степень общности и сохранности традиционной системы ценностей народов, проживающих на этих территориях. В силу сложившихся обстоятельств, среди которых немалую роль играет и удаленность от крупных агропромышленных комплексов, перед жителями горных поселений стоит непростая задача: на основе интеграции традиционных знаний и современных научных инноваций развить оптимальные формы хозяйствования, чтобы добиться улучшения качества жизни местного населения при сохранении уникальных горных экосистем.

Одним из результатов работы участников проекта стала разработка научно-практических рекомендаций для органов государственной власти и бизнес-структур Алтайского края и штата Химачал-Прадеш, которые обсудили и утвердили участники семинара.

Также в ходе семинара были награждены победители студенческого заочного конкурса научно-исследовательских работ “Дорогами дружбы и взаимного познания”, посвященного 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Индией.

По результатам совместной работы сибирских и индийских ученых были выпущены монография «Алтай – Гималаи: два устоя Евразии» (Барнаул: Изд-во АГАУ, 2012) и сборник материалов международной конференции «Алтай – Гималаи: традиционные знания и инновации в развитии горных и предгорных регионов Евразии» (Барнаул: Изд-во Фонда «Алтай-21 век», 2015). Сейчас готовится к выпуску итоговая коллективная монография «Алтай и Гималаи как уникальные культурно-биосферные регионы Евразии».

Т.А. Артамонова

__________________________________________________________________________

 

Заключение и практические рекомендации

 Проведенное в рамках проекта, поддержанного грантом РФФИ и администрации Алтайского края, совместное российско-индийское исследование позволило получить ряд нетривиальных научных результатов, касающихся сходства биосферных функций Алтая и Гималаев на территории Евразии, а также наличия значимых хозяйственных и культурных параллелей между ними, позволяющих совместно обсуждать и решать схожие экономические и социокультурные проблемы.

Так, было показано, что горные системы Алтая и Гималаев определяют многие глобальные и региональные климатические, почвенные и гидрологические процессы Евразии. Они питают своими ледниками крупнейшие реки континента (Обь, Ховд, Иртыш, Сатледж, Инд и Ганг), обеспечивая ведение сельского хозяйства; благодаря своим природным ресурсам (лес, полезные ископаемые) создавая благоприятные условия для развития ремесел и промышленности; формируя благоприятную среду для жизни и развития многих народов и этническимх групп. Алтай — Гималаи — это действительно, говоря словами Н.К. Рериха, «два устоя Евразии», ибо две великих горных системы выполняют функции глобальных биосферных и культурных доноров, обеспечивая воспроизводство жизни на огромных пространствах евроазиатского континента. Схожими являются не только функции, но экономические, экологические и социокультурные проблемы обоих регионов, ибо неограниченная и все возрастающая экспансия техногенно-потребительской цивилизации ведет к экологической деградации горных систем, утрате традиционных видов хозяйственной деятельности и традиционной культуры местного населения. Горы, хранящие устои жизни, оказываются наиболее хрупкими биосферно-хозяйственными системами, нуждающимися в защите и выработке особых, щадящих и дальновидных стратегий хозяйственного и социокультурного развития.

Это открывает широкий простор для российско-индийского и Алтае-Гималайского научного и социально-экономического сотрудничества, что нашло отражение в данной монографии и ниже будет резюмировано в соответствующей системе практических рекомендаций.

В рамках проекта было впервые проведено совместное российско-индийское сравнительно-социологическое пилотное исследование жизненных ценностей у жителей долины Киннаура в Гималаях и Уймонской долины на Алтае. Была эмпирически зафиксирована приверженность населения обеих территорий системе традиционных ценностей (семьи, почитания религиозных и природных святынь, принципов сотрудничества и взаимопомощи, а не конкуренции и эгоистического самоутверждения). Одновременно был сделан вывод о том, что будущее Киннаура во многом можно увидеть на примере Уймонской долины как территории более экономически развитой и испытавшей в течение длительного времени серьезное влияние со стороны техногенно-потребительской цивилизации.

Можно предположить, что Киннаур, как и Уймонскую долину, ожидает дальнейший наплыв пришлого населения с неизбежной эрозией традиционного образа жизни и мировоззрения; со все возрастающим смешанным составом семей и дальнейшим укреплением позиций простой семьи; с отъездом молодежи в города в поисках работы и качественного образования. Весьма вероятно также дальнейшее ухудшение экологической обстановки, в том числе от «дикого» и даже организованного туризма. Эти риски нужно предвидеть в Киннауре уже сегодня и планировать целый комплекс административных и общественных мер с целью, в ближайшей перспективе, минимизации издержек ускоренного техногенного развития, а в среднесрочной и отдаленной перспективах — выработки такой стратегии духовно-экологического регионального развития, где осуществляется гибкий синтез современных и традиционных хозяйственных знаний и практик, а, главное, сохраняются лидерские позиции традиционной культуры и ее ценностей.

С другой стороны, ускоренное развитие гидроэнергетики в Киннауре на реке Сатледж привело к необратимой деградации многих культурных ландшафтов этой заповедной земли Западных Гималаев, нанесло непоправимый ущерб экономике, быту и культуре местного населения. Для Алтая этот поучительный отрицательный опыт должен послужить серьезным уроком. Если бы была построена так называемая Катунская (Алтайская) ГЭС, то это привело бы к необратимой деградации не только Горного Алтая, но во многом и всего Обского бассейна. Вывод здесь однозначен: строительство ГЭС на крупных горных реках, питающихся водой с ледников, является недопустимым в условиях их нарастающего таяния и прогрессирующей дестабилизации климата. Минимум техногенного вторжения в хрупкие горные регионы, сохраняющие традиционные ландшафты, и максимум использования их естественного биосферного потенциала — вот закон рационального развития горных территорий в современную эпоху.

В рамках гранта были также получены важные результаты, свидетельствующие о фундаментальном параллелизме гималайской и алтайской культур. Они были найдены в тематике и стилистике наскальных рисунков, в языках алтайских и гималайских народов, в мифологических сюжетах и эпосе двух регионов, а также в символике архитектуры, одежды и жилища. Были установлены причины подобного параллелизма, коренящиеся, во-первых, в сходстве биосферных условий существования населения, что отражается в близости хозяйственно-бытовых, социальных и культурных практик; во-вторых, в общности исторических корней и элементов культурной памяти, прежде всего, между индоевропейскими народами, населяющими Алтай и Гималаи; в-третьих, в прямых культурных заимствованиях, учитывая, что торговые и паломнические пути между двумя горными регионами четко прослеживаются уже со скифского времени. Эти культурные связи и параллели только-только начинают выявляться, и здесь перед историками и филологами, этнографами и археологами, социологами и антропологами открывается в буквальном смысле слова необъятное поле для сравнительно-культурологических исследований.

Российские ученые и их индийские коллеги, отталкиваясь от полученных результатов, обсудили систему практических рекомендаций для политиков, предпринимателей и представителей общественности двух регионов, которые направлены на обеспечение устойчивого развития Алтая и Гималаев. Главные из них сводятся к следующему:

  1. Важно минимизировать промышленное освоение горных территорий, сохранив их биосферный потенциал как основу стабильного существования природы и человека. Соответственно, общей стратегической задачей и для гималайского, и для алтайского регионов является сохранение их традиционных ландшафтов как базового условия и социально-экономической стабильности обоих горных социумов и сохранения культурных традиций местного населения. Здесь могут быть успешно использованы адаптированные к условиям высокогорного хозяйствования так называемые индикаторы устойчивого развития (показатели ресурсо- и энергосбережения в экономике; темпы деградации почв и пастбищ, воспроизводства и вырубки лесов, величины стока ледниковых рек; динамика численности, здоровья и образовательного уровня населения).
  2. В перспективе целесообразно создать стратегический транспортный меридиональный евразийский мегакоридор «Алтай — Гималаи», который органически дополнил бы китайский широтный проект «Один пояс — один путь». На первых порах это может быть авиарейс «Новосибирск — Нью-Дели» с возможной промежуточной посадкой в столице Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая г. Урумчи. Впоследствии это мог бы быть железнодорожный транспортный коридор (Новосибирск — Барнаул — Усть-Каменогорск — Урумчи — Нью-Дели), связывающий Юго-Западную Сибирь и Северную Индию через территорию Китая и Восточного Казахстана. Возможна прокладка части этой дороги по другому маршруту — через территорию Тувы и Западной Монголии (Кызыл — Ховд — Урумчи). В идеале могут быть проложены обе северные ветки этого стратегического транспортного коридора, где бы неприкосновенными и заповедными остались срединные сакральные земли Алтая с горными массивами Белухи и Табын-Богдо-Ула, вокруг которых концентрируются заповедные и особо охраняемые земли четырех государств — России, Казахстана, Китая и Монголии. Им в районе Западных Гималаев могли бы соответствовать сакрально-заповедные земли вокруг тибетского Кайласа и киннаурского Кайласа (территории Китая и Индии), объединенные рекой Сатледж. Сохранение истоков Сатледжа — важнейший шаг в сохранении хотя бы верховьев этой реки, обезображенной каскадом построенных плотин.
  3. Требуется организовать совместные агротехнические и экологические исследования ученых двух стран, направленные на синтез традиционных аграрных знаний и передовых современных сельскохозяйственных технологий. Для восстановления естественного плодородия почв, борьбы с эрозией и другими процессами природно-антропогенной деградации целесообразно изъять часть наиболее истощенных земель из пахотного фонда. На склонах Гималаев, где развито неполивное земледелие, необходимо значительно расширить площадь лесов и окультуренных пастбищ, провести соответствующие биоинженерные мероприятия в зависимости от степени эрозии склонов. Для сохранения повышения продуктивности агроценозов важно использовать в севообороте многолетние травы и сидеральные культуры.
  4. Важно решить проблему создания новых рабочих мест для молодежи, чтобы предотвратить ее ускоряющийся отток в города. Для этого целесообразно предусмотреть федеральные и местные программы поддержки молодежного предпринимательства на селе и льготное кредитование молодых семей. Важное средство удержания молодежи на селе — развитие транспортной инфраструктуры, наличие качественных школ и больниц, доступа к Интернету.
  5. Необходимо шире использовать опыт кооперации двух стран, ибо кооперация, опираясь на традиционные общинные социальные институты и коллективистскую психологию, может успешно хозяйственно и социально противостоять хищнической эксплуатации природных ресурсов со стороны частного капитала. Здесь полезно учесть опыт сибирской и, прежде всего, алтайской сельскохозяйственной кооперации начала ХХ века, а также опыт индийских кооперативов.
  6. В Киннауре, несмотря на развитое растениеводство, в плане повышения его продуктивности требуется более широкая механизация и сокращение доли тяжелого ручного труда. Целесообразна совместная работа селекционеров Алтайского и Гималайского регионов по обмену опытом выведения новых продуктивных и устойчивых сортов культурных растений, а также пород скота.
  7. В Усть-Коксинском районе низкий показатель землеотдачи (0,19) при сельскохозяйственном производстве определяет острую необходимость смены структуры землепользования и землеустройства. Она должна быть переориентирована на рекреационное использование с сохранением сельскохозяйственного производства как сферы обслуживания туристической индустрии.
  8. Что касается Чарышского района Алтайского края, где проводился экспертный социологический опрос населения и где располагается учебно-оздоровительная база Алтайского ГАУ, то учитывая его уникальные рекреационные ресурсы, здесь необходимо:

— комплексно развивать туристическую инфраструктуру, что приведет к увеличению общих доходов территории и к созданию новых рабочих мест. При этом важно обеспечить минимальный уровень антропогенной нагрузки на территорию;

— развивать животноводство как фундамент экономики района, где особенно привлекательны для капиталовложений мараловодство, коневодство и пчеловодство;

— осуществлять инвестиции в предприятия по глубокой переработке продукции животноводства, что позволит расширить ассортимент выпускаемой продукции, удовлетворить потребности местного населения и обеспечить продажу продукции за пределами района;

— поддерживать и популяризировать традиции русской казачьей культуры, ведущей свою родословную со времен строительства Колывано-Кузнецкой оборонительной линии в XYII веке.

  1. Вследствие удаленности горных районов как Алтая, так и Гималаев от рынков сбыта, необходимо развивать глубокую переработку сельскохозяйственной и биосферной продукции на месте, а также наладить производство продуктов по традиционным рецептам, что делает их эксклюзивным товаром на рынке.
  2. Требуется снизить антропогенные последствия от неконтролируемой туристической деятельности. Ввести ограничения на посещение определенных территорий, имеющих особую природную ценность. Шире развивать новые формы туризма: сельскохозяйственного, гастрономического, научного, паломнического, оздоравливающего.
  3. Нужно оказывать всемерную государственную поддержку традиционным промыслам, художественным ремеслам и образу жизни населения горных регионов Алтая и Гималаев. Для этого необходимо использовать традиционные формы в архитектуре, пропагандировать местные праздники и фестивали, организовывать в школах кружки традиционных ремесел, пения и танцев.
  4. Важно прививать чувства уважения к этническим традициям, культуре и истории коренного населения горных территорий Алтая и Гималаев.
  5. Необходимо развивать всесторонние связи между Алтаем и Гималаями и шире информировать об этом население двух территорий.

Проведенные совместные исследования сибирских и гималайских ученых и полученные в них результаты убеждают в наличии многомерных глубинных связей между Алтаем и Гималаями, образующими меридиональную биосферную, геополитическую и культурную ось Евразии. Познание и практическое использование потенциала этой оси — один из важнейших факторов единения евразийских народов и их соборного перехода к спасительной духовно-экологической стратегии цивилизационного развития.

 

 

Показать похожие записи
Еще от Редакция cайта
Еще в Научные Мероприятия

Смотрите также

Психология личности студента в России и Монголии: культурно-историческое своеобразие и социальные факторы формирования

В монографии представлены итоги междисциплинарного компаративистского исследования жизненн…