Главная Мировоззренческая платформа

Мировоззренческая платформа

В основе нашего мировоззрения лежит уверенность в существовании духовного первоисточника мирового бытия, что является центральной идеей как древних, так и позднейших философско-идеалистических и религиозных систем. Одновременно с этим нам близка монодуалистическая установка, развивающаяся, прежде всего, в русской философии, где материальное и идеальное, психическое и физическое рассматриваются как равноправные начала мирового и человеческого бытия. Мы считаем, что есть непрерывная линия мировой философии (от Пифагора и Сократа на Западе, даосизма и конфуцианства в Китае, ведийской философии и буддизма в Индии, вплоть до новейших философских школ и учений – неоведанты, русской «метафизики всеединства», теософской доктрины Е.П. Блаватской и философско-этического учения «Живая Этика»), где под теми или иными углами зрения эти идеи развивались, и именуем её вслед за русскими философами метафизикой всеединства. Эта линия не только сохраняется, несмотря на все философские моды и доминирование догматического материализма в последние столетия, — но и снова выходит на передний план, все более подтверждаясь со стороны новейшего естествознания и обретая с его помощью новые грани.

В гносеологическом плане в ней утверждается принципиальная возможность достижения истинного знания (в силу онтологического единства сознания и бытия); но полнота и глубина знания напрямую связаны с уровнем духовного развития самого человека. При этом в позднейших метафизических системах это духовное развитие предстает как непрерывное эволюционное восхождение, в рамках идеал-реалистических (по выражению Н.О. Лосского) моделей эволюции. Новой и важнейшей чертой этих позднейших систем является установка на мировоззренческий синтез, стремление преодолеть искусственные расколы между наукой, философией и религией и объединить их базовые идеи и принципы.

  • Отсюда следует главная цель Института — исследовать, развивать и обосновывать с новых позиций эту великую и непрерывную мировую традицию метафизики всеединства, которая может лечь в основу цельного, синтетического, динамичного и творческого мировоззрения.

Наша уверенность в достижимости данной цели опирается на следующее.  В сегодняшнем мировом хаосе все яснее вырисовывается некий «аттрактор». Его социальный, практический аспект выражается в осознании все большим числом людей глобального кризиса современного техногенно-потребительского цивилизационного пути и необходимости перехода к новой, альтернативной модели, которую мы в своих работах назвали духовно-экологической цивилизацией. Это подтверждается ростом социальной активности, единения больших групп людей во имя защиты базовых ценностей (мира, традиционной семьи, чистой природы, культуры). Конечно, эти «ростки» новой цивилизации еще очень хрупки, и поэтому исход глобального кризиса будет зависеть от каждого из нас.

Научно-теоретическое проявление данного «аттрактора» состоит, прежде всего, в том, что на протяжении последнего столетия экспоненциально растет число фактов и результатов исследований, которые не укладываются в традиционную узко-материалистическую парадигму (в физике микромира, в космологии, в альтернативных неодарвинизму эволюционных моделях, в исследованиях сознания, идущих на стыке естествознания и философской гносеологии, и т.д.) Это заставляет многих ученых все чаще обращаться к тем или иным идеям метафизики всеединства, в рамках которой данные факты могут быть непротиворечиво объяснены. Древние идеи при этом облекаются в новые «одежды»; создаются многочисленные модели, — которые при всем различии их глубины и обоснованности объединены главным – интенцией на преодоление расколов между идеальным и материальным, сознанием и миром. Иными словами, сегодня идет формирование новой парадигмы, которую можно с равным правом назвать метафилософией, метарелигией или метанаукой.

Но данный процесс затруднен прежде всего тем, что эти исследования, несмотря на свою многочисленность, разрознены; попыток их комплексного анализа и обобщения явно недостаточно. Эти пробелы мы, в первую очередь, и стремимся восполнить в деятельности нашего Института. Концентрация различных материалов на одном сетевом ресурсе — фундаментальных монографий, статей, сообщений об отдельных интересных результатах — на наш взгляд, дает новые возможности для постепенного складывания «мозаики» новой научной и философской парадигмы. При этом мы отдаем предпочтение работам, где содержатся хотя бы ее элементы, но не ограничиваемся ими.   Единственным нашим безусловным требованием является требование научного и/или философского профессионализма.

  • Требование профессионализма сразу же отсекает всевозможные спекуляции на идее синтеза науки, философии и религии. Тенденция подмены подлинного синтеза безграмотной эклектикой несет не меньше опасностей, чем религиозный или научный догматизм. Расколы между разными сферами культуры/познания имеют под собой реальные основания, которые нуждаются в углубленном и именно профессиональном анализе и нахождении принципиально новых решений.

И, наконец, наша мировоззренческая позиция радикально противостоит современному нео-магизму, распространившемуся сегодня даже среди научной и философской общественности. В связи с этим еще одной важной задачей в деятельности Института становится выявление и обоснование сущностных черт новой парадигмы, которые могут служить критериями ее отличия от всевозможных имитаций и профанаций.