Иванов А.В., Фотиева И.В., Артамонова Т.А. Алтай – Гималаи: биосферно-хозяйственные параллели и перспективы евразийского сотрудничества

0
1,561
Химачал-Прадеш

На важнейшую роль меридиональной евразийской оси «Сибирь —Индия» (или, конкретизируя,  — «Алтай — Гималаи») впервые указал еще Н.К. Рерих. Сегодня же это направление исследований сопряжено с популярной темой развития многоаспектного, прежде всего, хозяйственного сотрудничества на обширном евразийском пространстве. Алтай — Гималаи: два ключевых региона Евразии.Закономерно возникает вопрос, на каких основах должно базироваться это сотрудничество, каковы его предпосылки, благоприятствующие и препятствующие факторы. В данной статье мы постараемся частично ответить на этот вопрос, выделив некоторые из этих факторов, а также биосферно-хозяйственные параллели между Алтайским и Гималайским регионами и наметив пути совместных российско-индийских исследований, которые разворачиваются сегодня под эгидой созданной в 2015 году международной научной группы «Алтайско-Гималайская инициатива».

Обсуждение проблемы

Глубокая историческая связь русской и индийской цивилизаций была отмечена уже в работах А.С. Хомякова, писавшего: «От Сыр-Дарьи и Инда до Луары и Гаронны непрерывная цепь мелких, безымянных общин или больших семейных кругов, служила живым проводником для движения промышленного и торгового» [1, с. 362-363]. Позднее на необходимость исследования связей между Россией и Индией указывала отечественная школа индологии, в первую очередь Ф.И. Щербатской и Ю.Н. Рерих. Данное направление было одним из центральных в исследованиях семьи Рерихов, впервые выделивших, как уже сказано, два ключевых региона, наиболее перспективных для разворачивания разностороннего евразийского сотрудничества,  — Алтай и Гималаи и посетивших Алтай  в  1926 году во время Центрально-Азиатской экспедиции. В 50-70-е годы прошлого века новый импульс алтайско-гималайским исследованиям придало возвращение Ю.Н. Рериха в Россию. Впоследствии акцент сместился на более обобщенный анализ российско-индийских связей (в работах М.Л. Титаренко, Г.Л. Ивашенцева, С.И. Лунева, Е.П. Челышева и др.) Сегодня попытки  комплексного сопоставления культурно-биосферного потенциала Алтая и Гималаев предприняты только в двух научных трудах,  выполненных на базе  Алтайского государственного аграрного университета («Алтай —Гималаи: два устоя Евразии» и «Алтай — Гималаи: традиционные знания и инновации в развитии горных и предгорных регионов Евразии: материалы 1-го российско-индийско-монгольского семинара» [см. 2,3]).

Результаты и их обсуждение

В качестве первого фактора, благоприятствующего эффективному хозяйственному сотрудничеству  двух выделенных регионов, на наш взгляд, выступает их культурно-мировоззренческая общность. Сегодня уже очевидно, что формы хозяйствования  неразрывно связаны с культурой, с менталитетом нации, поэтому попытки навязать европейские рыночные механизмы традиционным обществам приводят либо к радикальной трансформации этих механизмов, либо к деформации самой общественной системы. Об этом писал еще Дж. Грей: «Проницательные догадки теоретиков социально-рыночной экономики о том, что культурные матрицы рыночных институтов столь же важны и не менее разнообразны, чем их юридические структуры, должны внушать нам сомнение относительно… якобы единственной идеально-типичной формы рыночных институтов, к которой должны или могут приблизиться все экономики» [4, с.83-84].  В отношении же культур Востока и Л.С. Васильев отмечает: «…Для антично-капиталистической Европы была всегда характерна…  иерархия связей: на первом плане рыночные, опосредованные частной собственностью, на втором — все остальные. Совершенно иная иерархия связей на традиционном Востоке… Высшее место занимают официальные, государственные, второе — корпоративные патронажно-клиентные, тесно переплетенные с официальными, а третье — рыночные, тоже, к слову, далеко не свободные, как на Западе, но, напротив, опутанные связями двух других типов» [5]. Речь в данной работе идет прежде всего об Индии, но эти выводы в полной мере приложимы и к России. Попав на почву совершенно иной культуры, западная экономическая модель лишь уродливо трансформировалась, что стало одним из факторов общего экономического  кризиса в стране. И это закономерно: традиционный хозяйственный уклад как в России, так и в Индии опирался на два «столпа»: государство и общину. Но, как известно, эти основы сегодня существенно расшатаны, в том числе,  под воздействием глобализационных процессов и насаждением западной рыночной модели. Соответственно, необходимо возрождение на новом уровне и укрепление  основ традиционного хозяйствования, что требует, с одной стороны, адекватной и продуманной государственной политики, а, с другой стороны, всемерного развития кооперативного движения как экономического выражения принципа общинности. Нам уже приходилось писать о том, что экономика будет сильной только тогда, когда хозяйственную жизнь страны по горизонтали и вертикали связывают многообразные кооперативные связи и сотрудничество всех участников производства, а конкуренция носит сугубо подчиненный характер. Это требование, на наш взгляд,  можно предъявить к любой экономической системе; для регионов же, подобных Алтаю и Гималаям, как ключевым регионам Евразии, оно превращается в необходимое условие их развития [6, с.132].

Вторым фактором успешного сотрудничества в хозяйственной сфере является близость природно-климатических условий, или, иными словами, наличие биосферных параллелей между двумя великими горными системами Земли. Прежде всего, отметим, что Алтай и Гималаи — это крайняя северная и крайняя южная границы бессточных котловин и  хребтов  Центральной Азии, образующих самую редконаселенную и малоисследованную зону Евразии. С ледников Алтая, аккумулирующих  влажные ветра Атлантики, реки текут на север Евразии в сторону Северного ледовитого океана. Иртыш, Обь и Енисей обеспечивают воспроизводство жизни на гигантских пространствах России и Казахстана. Что касается Гималаев, то они  с юга встают стеной на пути весенне-летних муссонов, дующих с Индийского океана. Их снега питают великие реки Южной Евразии, прежде всего Инд и Ганг, а также главную водную артерию Тибета — Брахмапутру. Это — основа жизни государств индийского субконтинента. Алтай и Гималаи вносят также важнейший вклад в образование двух важнейших зон высокого давления — Монгольского (сибирского) и Тибетского зимних антициклонов, определяющих циркуляцию и обновление воздуха на огромных пространствах континентальной Евразии. Кроме этого, Алтай и Гималаи являются крупнейшими центрами биоразнообразия, крайним северным и южным полюсами распространения центрально-азиатской фауны, типа барса, горного козла, барана, яка, улара. Есть параллелизм между двумя регионами и в том, что если Алтай — родина сибирского кедра (сибирской сосны), то  Западные Гималаи — центр распространения гималайского кедра (деодара).  Залежи разнообразных руд и минералов, биосферные богатства обоих горных регионов объективно превратили их в хозяйственные центры земледелия (предгорные районы и речные долины отличаются хорошей увлажненностью и качеством черноземов), приручения диких животных и развития фитотерапии (древнейший скелет домашней собаки найден на Алтае, а Гималаи — родина Аюрведы, системы древней индийской медицины), а также в древнейшие  очаги  металлургического производства.

Схожесть биосферного потенциала обусловливает общность экологических проблем. Так, и для Алтая, и для Гималаев  важнейшей задачей является сохранение лесных богатств как основы устойчивости их экологических систем. В частности, именно вырубка лесов стала одной из  главных причин наводнений на Алтае в 2014, а в индийских Гималаях в 2015 гг.

Также одной из актуальных хозяйственных задач является преодоление последствий изменения климата, что приводит к расширению ареала почвенной засухи, а, значит, и к усложнению ситуации в аграрном секторе. По прогнозам специалистов, показатель реального дохода в сельском хозяйстве к 2030 году в связи с климатическими изменениями в Европе и Центральной Азии снизится на 1%, в Южной Азии на 6,8% [7, с.4]. Вследствие нарушения эколого-климатического баланса, развитие сельского хозяйства в экстремальных, засушливых условиях требует разработки специальных адаптационных мер по защите плодородия почв, применению влагосберегающих и противоэрозийных технологий, развитию служб карантина и защиты растений и животных, а также работ по селекции засухоустойчивых сортов. В условиях глобального потепления на первый план выходит и проблема обмеления рек из-за интенсивного таяния ледников, что может привести в ближайшем будущем к режиму ограниченного водопользования.

Третьим фактором выступает система традиционных знаний, охватывающая различные сферы жизнедеятельности и содержащая регламентирующие принципы, в том числе обеспечивающие рациональное и неистощительное ведение хозяйства. Эта тема давно исследуется в работах как алтайских, так и индийских ученых. Так, Виджай Кумар Шарма и Панкай Гупта отмечают: «С незапамятных времен традиционные знания и практики формировали основу процветания и обеспечивали средства к существованию горных общин, поддерживая их благосостояние и одновременно сохраняя окружающую среду… Понимание важности традиционных систем знаний горных народов, касающихся сохранения и использования биоразнообразия, управления ресурсами и развития культурных традиций имеет важное значение для развития гималайского района… Не только в доисторические времена, но и сегодня традиционная мудрость и местные практики остаются главной основой существования коренных горных общин. В наше время накопленные здесь знания используются в пищевой, фармацевтической и косметической промышленности» [8, с. 32]. В то же время «вес» этого фактора также постепенно снижается, что требует принятия серьезных мер, в том числе, как пишут вышеупомянутые авторы, участия коренных народов в разработке и осуществлении стратегии и механизмов использования традиционных знаний. «Как только будут разработаны определенные законодательные и иные документы в данной сфере, контроль за ней сразу же упростится» [8, с.38].  Понятно, что особой проблемой здесь становится отбор и широкое практическое внедрение тех традиционных знаний и технологий, которые успешно выдержали проверку временем и обнаружили способность органически совмещаться с современными научными знаниями.

И, наконец, в качестве четвертого фактора можно отметить общность ряда хозяйственных стратегий. В обоих регионах остро стоит задача органического совмещения традиционных и современных стратегий землепользования, глубокой переработки природных ресурсов, создания сети особо охраняемых природных территорий. В частности, важнейшая линия совместных научных разработок и практико-ориентированных исследований алтайских и индийских ученых — производство органического (экологически чистого) продовольствия. В.А. Кундиус в этой связи отмечает: «Алтайский регион (так называемый “Большой Алтай”) является  держателем стратегических биосферных ресурсов и производителем экологически чистой сельхозпродукции… По данным  биохимических исследований, мясо скота из горных районов Алтайского края, Республики Алтай и Западной Монголии является экологически чистым. Там скот круглый год питается на выпасах высокогорных пастбищ естественными кормами, не содержащими элементов агрохимии и пестицидов… Аналогичные природные условия для производства экопродукции мясного скотоводства существуют в высокогорных районах Больших Гималаев в Индии, образованных вереницей горных хребтов с высотами до 7000 метров,   типичным «царством» высокогорных лугов с разнообразной растительностью» [9, с. 111]. Но, разумеется, следует снова подчеркнуть необходимость серьезной целенаправленной и систематической государственной поддержки как совместных исследований в данной сфере, так и инновационных проектов.

Заключение

В добавление к сказанному можно отметить близость алтайского и гималайского горных регионов с точки зрения этнического состава их населения, параллелей в мифологии и эпосе, общности социально-культурных проблем. Алтай — Гималаи: два ключевых региона Евразии. Это еще раз подтверждает необходимость систематических международных (российско-индийских) междисциплинарных исследований в этом направлении, выработки рекомендаций по переходу этих территорий к стратегии устойчивого развития, которая бы не отторгалась местными жителями, а органически принималась ими. Это также потребует разработки новых комплексных методологических стратегий в плане  согласования ключевых понятий и подходов в компаративистских исследованиях, учета близости и различий двух регионов и культур при синтетическом осмыслении полученных эмпирических результатов.

 Библиографический список

  1. Хомяков А.С. Соч. в 2-х т., т.1. − М.: Московский философский фонд, «Медиум», Журнал «Вопросы философии», 1994. – 1070 с.
  2. Алтай-Гималаи – два устоя Евразии: монография / под ред. С. Банзал, Б. Гупта, С.В. Макарычева, А.В. Иванова, М.Ю. Шишина. — Барнаул: изд-во АГАУ, 2012. – 325 с.
  3. Алтай-Гималаи: традиционные знания и инновации в развитии горных и предгорных регионов Евразии: материалы 1-го российско-индийско-монгольского семинара, 19-20 июня 2015 г. (под ред. Н.А. Колпакова, И.В. Фотиевой). – Барнаул: Изд-во Фонда «Алтай-21 век», 2015. – 232 с.
  4. Грей Дж. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности— М.: Праксис, 2003. — 368 с.
  5. Васильев Л.С. История Востока. Том 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.plam.ru/hist/istorija_vostoka_tom_2/p1.php
  6. А. В. Иванов, И. В. Фотиева, М. Ю. Шишин.  На путях к новой цивилизации (очерки духовно-экологического мировоззрения)   –Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014. – 219 с.
  7. Ушачев И.Г. Проблемы в области продовольственной безопасности в контексте глобального партнерства //Агропродовольственная политика России. 2012. № 1. – С. 2-6.
  8. Панкай Гупта, Виджай Кумар Шарма. Роль традиционных знаний в устойчивом развитии гималайских сообществ // Алтай-Гималаи: традиционные знания и инновации в развитии горных и предгорных регионов Евразии: материалы 1-го российско-индийско-монгольского семинара, 19-20 июня 2015 г. – Барнаул: Изд-во Фонда «Алтай-21 век», 2015. — С.130-139.
  9. Кундиус В.А. Потенциал стратегического использования природных ресурсов Алтая и Гималаев в производстве экопродукции мясного скотоводства // Алтай-Гималаи: традиционные знания и инновации в развитии горных и предгорных регионов Евразии: материалы 1-го российско-индийско-монгольского семинара, 19-20 июня 2015 г. – Барнаул: Изд-во Фонда «Алтай-21 век», 2015. — С.110-118.

[1] Работа выполнена в рамках гранта РГНФ-администрации Алтайского края «Алтай и Гималаи как уникальные культурно-биосферные регионы Евразии: поиск общих ценностей, эколого-экономических стратегий, социокультурных параллелей», № 16-13-22002.

Статья опубликована в журнале «Вестник АГАУ»,  №7 (141), 2016. – С. 189-193.

________________________________

От редакции: О международном семинаре «Алтай и Гималаи как уникальные культурно-биосферные регионы Евразии» читайте в материале нашего сайта.

 

Показать похожие записи
Еще от Редакция cайта
Еще в Статьи

Смотрите также

С.Р. Аблеев, С.И. Кузьминская. ПОСТМОДЕРН И ПОСТПРАВДА: МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ

Еще один материал доктора филос.наук С.Р. Аблеева — на этот раз посвященный острой проблем…