А.В. Иванов. Краткие тезисы по поводу событий на Украине

0
374

Свое видение украинской проблемы предлагает один из соучредителей нашего института профессор А.В. Иванов. По его мнению, опора на идей евразийства позволяет наиболее адекватно оценить происходящие события. Но украинский кризис — это еще и отражение кризиса техногенно-потребительской цивилизации. Выход из этого глобального тупика — смена цивилизационных ориентиров, а для России — отказ от европоцентризма в культуре, экономике, политике и образовании. 

______________________________________________________________________

  1. Россия не принадлежит к европейской (западной) цивилизации. Это самобытная евразийская цивилизация (или культурно-географический мир), который лежит между Востоком (Азией) и Западом (Европой). Лучшее доказательство самобытности российской евразийской цивилизации — современная антироссийская санкционная политика западных стран, особенно в области культуры. Россия рассматривается Западом как чужая и чуждая цивилизация, которая, если хочет иметь право на существование, должна безропотно принять западные ценности и политическое господство Запада.

Можно также говорить о смерти идеологии русского западничества.  Символично бегство из России прозападной антиэлиты во главе с Чубайсом. Это не значит, что не следует ценить исторические достижения и  культуру Запада и не перенимать его передовой опыт. Надо взаимодействовать со всеми странами и народами. Это означает только то, что Россия не может и не должна копировать западную модель социально-экономического и политического развития. Это путь в никуда, который за последние 200 лет принес нашей стране неисчислимые беды.

  1. Западный проект глобализации во главе с США провалился. Он не смог преодолеть ни одного глобального противоречия, которые сформировались в конце XIX – начале XX веков (конфликт между богатым Севером и нищим Югом, рационалистической культурой Запада и традиционалистской культурой Востока, между трудом и капиталом, между безгранично растущими материальными потребностями человека и возможностью биосферы их удовлетворить), и не смог добиться равенства и справедливости во взаимоотношениях между странами, народами и регионами Земли.

Конфликт на Украине стал во многом продуктом агрессивной и порочной практики западного глобализма, нацеленного на разделение и конфронтацию народов Евразии ради собственных эгоистических интересов.  Стало также понятно, что современные информационные технологии способны радикально менять сознание людей, причем тем более разрушительно, чем менее культурно развит человек и чем более он одержим ненавистью к другим народам и культурам.

Можно говорить о возможности превращения современного человека в иррационального первобытного дикаря с самой дикой системой мифологических верований, о чем говорят татуированные тела украинских нацистов с откровенно архаической и сатанинской символикой.

В этих условиях лидерство в объединении мира  на принципах равенства, справедливости,  миротворчества, сотрудничества  между народами и культурами берут на себя страны Большой Евразии, а также ведущие державы Африки и Латинской Америки в рамках таких международных организаций, БРИГС, ШОС, Евразийский экономический союз.

  1. Современные события на Украине – это прямое военное столкновение отживающей техногенно-потребительской цивилизации, олицетворяемой странами Запада, и новым, пока еще только формирующимся, интеграционным цивилизационным проектом, одним из лидеров которого  призвана стать Россия. Этот проект должен быть не материально-потребительским и конкурентно-конфликтным, а основанным на вечных и традиционных ценностях нормальной двуполой семьи, нестяжательства, соборного единства народов, религий и культур, многоуровневой хозяйственной и социальной   кооперации, коэволюции с природой, приоритетного развития культуры, науки и образования.
  2. Наложенные на Россию санкции неожиданно обнаружили фундаментальность биосферных и духовных (особенно моральных) ценностей по сравнению с ценностями материальными и технологическими. Так, стало понятно, что любые экономические и технологические достижения каких-то стран вполне могут быть независимо и в кратчайшие сроки воспроизведены другими странами в условиях единого Интернет-пространства. А вот природные богатства, типа больших континентальных пространств, природных ресурсов воспроизвести невозможно. Они уникальны.

Точно также убежденность в своей нравственной правоте и готовность жертвовать личным материальным благополучием ради высших ценностей не может быть транслируема в кратчайшие сроки от народа к народу, от культуры к культуре. За ними стоят история и духовные традиции народа. Любопытно будет посмотреть, как народы Запад, потакавшие своим самым низменным телесным прихотям последние 20-30 лет, смогут ответить на вызовы суровые вызовы современности.

  1. Трагичность и шаткость современного исторического момента состоит в том, что, вступив в прямое столкновение с Западом, правящая элита России, формировавшаяся в условиях господства техногенно-потребительских и западнических – коммунистических и либеральных –  идей,  пока не может  предложить миру и собственному населению внятной цивилизационной альтернативы.

В этой связи главная задача российской политической и интеллектуальной элиты – выработка и начало воплощения в жизнь нового глобального — духовно-экологического — цивилизационного проекта, адекватного России, как великой евразийской и мировой державы и выявившейся сегодня истинной иерархии ценностей.

Этот проект во внутренней политике должен предстать как целостная программа реформирования всех сторон общественной жизни, особенно науки, образования и культуры, а также с отдельной концепцией развития Сибири, как ключевого региона страны в условиях неизбежного и давно предсказанного евразийцами «поворота России на Восток».

  1. Начать переход к новой духовно-экологической цивилизации и к комплексному реформированию страны необходимо с  разработки комплексной Программы воспитания молодого поколения, где исторические знания должны делать упор на фактах и традициях мирного сотрудничества народов, стран и культур, на деятельности национальных гениев, в творчестве которых органически уживалось родное и вселенское, патриотизм и уважение к традициям других народов.

Знание  базовых жизненных ценностей должно основываться  на приобщении молодого человека к ратным, трудовым,  культурным и религиозным святыням своего народа, а также на знании «осевых» (музыкальных, художественных, литературных и философских) творений национальной культуры. Для русского человека это музыка Глинки, Чайковского и Рахманинова; поэзия Пушкина, Блока и Есенина; живопись Сурикова, Левитана, Куинджи и Николая Рериха; философия Владимира Соловьева и Николая Бердяева, Семена Франка и Ивана Ильина, Николая Алексеева и Павла  Флоренского. Этот список в известной степени субъективен и, конечно, не полон, но здесь педагогам и преподавателям должна быть предоставлена свобода выбора и творчества.

Трагедия, которая разворачивается сегодня на Украине, должна стать началом нового этапа исторического творчества человека, где стремление решать международные проблемы с помощью оружия должно уступить место миротворчеству; ненависть — нравственной терпимости и состраданию; конкуренция – сотрудничеству;  жажда обогащения и господства – нестяжательству и служению миру.

Должна, по-видимому, быть явлена вся мера зла, чтобы мы вышли обновленными из пламени злобы.

 

Иванов А.В., д.ф.н., профессор, директор Центра гуманитарного образования

Алтайского государственного аграрного университета, г. Барнаул

 

 

Показать похожие записи
Еще от Редакция cайта
Еще в Новости

Смотрите также

С.Р. Аблеев, С.И. Кузьминская. ПОСТМОДЕРН И ПОСТПРАВДА: МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ

Еще один материал доктора филос.наук С.Р. Аблеева — на этот раз посвященный острой проблем…