Новости События - Комментарии Монгольский караван (С днем Победы!) ~ Редакция cайта Размещено 08.05.2020 0 1,008 Не все знают о значимом событии, связанном с Великой отечественной войной и непосредственно с Алтаем, – о прибытии в Бийск каравана для бойцов Красной Армии от жителей Монголии. Это яркий пример поистине братской помощи народов друг другу во времена бедствий. Нам сегодня очень не хватает – и не лишнее напомнить! – что только такая человеческая, братская взаимоподдержка и помогает выстоять в сложные времена. Поэтому мы приводим здесь интервью, данное по этому поводу еще в 2013 году (в LiveJournal Napilnik) М.Ю. Шишиным, доктором филос. наук, профессором АлтГТУ и президентом нашего Фонда, который много лет посвятил изучению Монголии и завязал множество дружеских и научных контактов. Грандиозная экспедиция пересекла в тяжелейшее зимнее время безжизненные пустыни, покрывшиеся ледяными торосами горные перевалы и продуваемые ветрами предгорья Алтая. Причем погонщики – молодые монгольские патриоты испытывали жесточайшие трудности, однако с честью выполнили свой долг… Вот что рассказал замдиректора Института архитектуры и дизайна АлтГТУ Михаил Шишин: — Было это ровно 70 лет назад. СССР воевал с фашистской Германией, а братская Монголия одной из первых стран вступила в войну на стороне Советской России. Летом 1942 года в Ховдском аймаке (Западная Монголия) был организован сбор помощи для бойцов Красной Армии, тяжело сражавшейся с немцами. ССССР тогда испытывал серьезные трудности на фронтах Великой Отечественной, войска отступали к Сталинграду. Одним из инициаторов этой акции солидарности и поддержки стал 17-летний юноша, член Ревсомола Монголии Борондонгийн Лувсан. По некоторым данным, после первого каравана последовали и другие. Сообщается, в частности, что зимой 1943-44 годов из Монголии в Бийск верблюдами было сделано 18 тысяч ходок. Фото: Борондонгийн Лувсан (Фото предоставил наш давний друг и коллега, монгольский профессор, переводчик с русского языка Наваанзоч Цэдэв, поздравивший всех с праздником Победы!) Заготавливали сушеную говядину, баранину. Мужчины охотились на маралов, женщины шили шапки, теплые шубы из овчин, меховые варежки и сапоги. Все это монголы делали бесплатно и добровольно, вспоминая, какую помощь оказали им русские солдаты под Халхин-Голом. Для транспортировки грузов со всей Западной Монголии собрали более 1200 (!) лучших верблюдов. Грандиозный караван отправился в Бийск из Ховда 17 сентября 1942 года. В конечной точке маршрута груз надо было перегрузить на эшелоны. А затем двинуться в обратный путь. Общая протяженность маршрута следования каравана составляла более 1000 км (около 400 км на отрезке Ховд – Ташанта и 630 км от Ташанты до Бийска). Фото: Лучших верблюдов Западной Монголии собрали под Ховдом. Самым сложным этапом пути стало пересечение перевала Чике-Таман, что в Горном Алтае. Особенно трудно приходилось верблюдам, чьи ноги не приспособлены к передвижению по льду, во время гололеда и на наледях. Животные скользили, часто падали, их ноги были окровавлены и разбиты о камни и лед. Чтобы верблюды не скользили, прямо в пути придумали для них «обувь» — обматывали копыта овчиной, войлоком и тряпьем, шили специальные калоши из шкур и брезента. А когда караван вовсе не мог двигаться из-за непогоды и стужи, молодые монгольские погонщики клали им под ноги свои шубы, куртки, ветки деревьев, доски. Зачастую караванщики оставались без верхней одежды, в стужу, на пронизывающем ветру. Их отогревали русские и алтайские женщины в маленьких деревушках, изредка встречавшихся по пути. Фото: Вот такой вид открылся молодым монгольским караванщикам на перевале Чике-Таман. В зимних горах за день удавалось пройти 25-30 км. Вставали засветло, до зари и становились на ночевку только в сумерках. В Бийск прибыли зимой 1943 года, разгрузились несколько дней. Отдохнули ― и в обратный путь. Несмотря на продовольственные трудности военного времени, бийчане дали монголам пшеницу, крупы, муку и сахар. Вернулся караван в Ховд 5 мая 1943 года. Таким образом, в пути караван находился в общей сложности почти 8 месяцев, потратив 200 с лишним дней на преодоление тысячекилометрового пути. — А что же с тем монгольским юношей, патриотом Борондонгийном Лувсаном? — Лувсан стал достойным монгольским гражданином. Воевал с японцами, почти полвека бессменно руководил сомоном (что-то вроде нашего сельсовета). Лувсан стал Героем труда Монголии, награжден тремя орденами Сухэ-Батора (монгольский аналог Ордена Ленина). Пять раз избирался депутатом Великого народного хурала Монголии, был членом ЦК Монгольской народно-революционной партии. У него большая семья – 5 детей, 70 внуков, правнуков и праправнуков. https://napilnik22.livejournal.com/34811.html
«Евразийское государство всегда понимало себя как «собор национальностей» и «собор вер», — Петр Савицкий