П. ван Ломмелл «СМЕРТЬ МОЗГА И СОЗНАНИЕ»

0
311

Очень интересная статья П. ван Ломмелла об исследованиях так называемых  «околосмертных» переживаний (ОСП) – о том, что у многих пациентов, находящихся в состоянии клинической смерти, не только продолжает полностью функционировать  сознание  (чего не должно быть!), но и возникают очень специфические и похожие переживания.

Об этом уже писал американский врач Р. Моуди еще в 70-х годах 20 века в своих книгах «Жизнь после смерти» и «Жизнь после жизни», но официальная наука тогда попросту отмахнулась от его наблюдений.

Но позже ряд исследователей все же обратились к этой теме, в том числе и П.ван Ломмелл. Он показывает, что все попытки объяснений в рамках традиционной сегодняшней материалистической парадигмы – неудовлетворительны именно со строго биологической и медицинской точек зрения. Его главные выводы:  во-первых, сознание не «порождается» мозгом, а имеет самостоятельное существование, а значит, – во-вторых – «смерть, как и рождение, вполне может быть простым переходом из нашего состояния сознания в другое».

(P.S. В статье довольно большой чисто медицинский раздел, но он, в целом, понятен и нужен автору как раз для показа того, чтобы показать неудовлетворительность традиционных объяснений ОСП).

______________________________________________________

П. ван Ломмелл

СМЕРТЬ МОЗГА И СОЗНАНИЕ

Перевод И.В. Фотиевой

Введение

Некоторые люди, пережившие опасный для жизни кризис, рассказывают о необычном опыте. Околосмертные переживания  (далее ОСП)[1] случаются все чаще из-за улучшения показателей выживаемости в результате современных методов реанимации. Содержание ОСП и его воздействие на пациентов выглядят схожими во всем мире, во всех культурах и исторических периодах. В то же время субъективная природа и отсутствие системы отсчета для этого опыта приводят к тому, что индивидуальные, культурные и религиозные факторы определяют словарь, используемый для описания и интерпретации «опыта».

ОСП можно определить как фиксацию памяти и переживаний обо всех впечатлениях во время особого состояния сознания, включая ряд особых элементов, таких как внетелесный опыт, приятные ощущения, видение туннеля, света, умерших родственников или видение панорамы всей своей жизни. Описано много обстоятельств, при которых сообщалось об ОСП, например, остановка сердца (клиническая смерть), шок после потери крови, черепно-мозговая травма или внутримозговое кровоизлияние, почти утопление или асфиксия, а также при серьезных заболеваниях, не представляющих непосредственной угрозы для жизни.

Подобные переживания, близкие к околосмертным, могут происходить и в терминальной фазе болезни. Кроме того, идентичные переживания, так называемые переживания «страха смерти», в основном возникают после ситуаций, в которых смерть казалась неизбежной, например, серьезные дорожно-транспортные происшествия или несчастные случаи во время восхождения на гору. ОСП является трансформационным, вызывая глубокие изменения в восприятии жизни и, в том числе, потерю страха смерти. ОСП, по-видимому, происходит относительно регулярно и представляется врачам необъяснимым явлением и, следовательно, это переживание игнорируется и не анализируется как один из результатов выживания в критической медицинской ситуации.

Должны ли мы также игнорировать возможность сознательного опыта, когда мозг человека в коме был объявлен врачами мертвым и вот-вот начнется трансплантация органов?

Недавно в Нидерландах было опубликовано несколько книг о том, что пациенты пережили в своем сознании во время комы после тяжелой дорожно-транспортной аварии, после острого диссеминированного энцефаломиелита (ОДЭМ) или после осложнений с церебральной гипертензией после операции по удалению опухоли мозга, – когда неврологом и нейрохирургом мозг пациента был объявлен мертвым, но семья отказалась дать разрешение на донорство органов. Все эти пациенты сообщили после того, как очнулись, что они были в ясном сознании – с воспоминаниями, эмоциями и восприятием себя вне и над собственным телом в период своей комы, а также видели медсестер, врачей и семью в отделении интенсивной терапии и вокруг него.

Действительно ли смерть мозга означает смерть, или это только начало процесса умирания, который может длиться от нескольких часов до нескольких дней, и что происходит с сознанием в этот период? Должны ли мы также рассмотреть возможность того, что кто-то, кто клинически мертв во время остановки сердца, может быть в сознании, и даже может ли сознание все еще существовать после того, как кто-то действительно умер, когда его тело холодно? Как сознание связано с целостностью функций мозга? Возможно ли получить представление об этой связи? На мой взгляд, единственный возможный эмпирический подход к оценке теорий о сознании — это исследование околосмертных переживаний, потому что при изучении нескольких универсальных элементов околосмертных переживаний мы получаем возможность проверить все существующие теории о сознании, которые обсуждались до сих пор. Сознание представляет как временные, так и вечные переживания. Есть ли начало или конец у сознания?

В этой статье я сначала рассмотрю некоторые более общие аспекты смерти, а затем опишу ряд деталей нашего исследования околосмертного опыта у выживших после остановки сердца в Нидерландах, которое было опубликовано в журнале Lancet. Я также хочу прокомментировать схожие результаты из двух исследований у выживших после остановки сердца в США и Великобритании. Наконец, я обсужу последствия для исследований сознания и то, как можно объяснить непрерывность нашего сознания.

  1. О смерти

Сначала я хочу обсудить тему смерти. Столкновение со смертью поднимает много основных вопросов, в том числе и для врачей. Почему мы боимся смерти? Правильны ли наши представления о смерти? Большинство из нас верят, что смерть – это конец нашего существования; мы верим, что это конец всего, чем мы являемся. Мы верим, что смерть нашего тела – это конец нашей личности, конец наших мыслей и воспоминаний, что это конец нашего сознания. Должны ли мы менять свои представления о смерти, основываясь не только на том, что думали и писали о смерти в истории человечества по всему миру во многих культурах, во многих религиях и во все времена, но и на выводах последних научных исследований околосмертных переживаний?

Что происходит, когда я умираю? Что такое смерть?

В течение нашей жизни каждую секунду умирает 500000 клеток, каждый день в нашем теле заменяется около 50 миллиардов клеток, в результате чего каждый год появляется новое тело. Итак, смерть клеток полностью отличается от смерти тела, когда вы окончательно  умираете. В течение нашей жизни наше тело непрерывно меняется, каждый день, каждую минуту, каждую секунду. Каждый год около 98% наших молекул и атомов в нашем теле заменяются. Каждое живое существо находится в нестабильном равновесии двух противоположных процессов – постоянного распада и интеграции. Но никто не осознает этого постоянного изменения.

И откуда берется непрерывность нашего постоянно меняющегося тела? Клетки – это всего лишь строительные блоки нашего тела, как кирпичи дома, но кто архитектор, который координирует строительство этого дома? Когда кто-то умирает, остаются только смертные останки: только материя. Но где директор тела? А как насчет нашего сознания, когда мы умираем? Является ли человек только телом – или правильнее сказать: «у нас есть тело»?

  1. Научные исследования околосмертных опытов

В 1969 году во время моей ротационной стажировки пациент был успешно реанимирован в кардиологическом отделении с помощью электрической дефибрилляции. Пациент пришел в сознание и был очень, очень разочарован. Он рассказал мне о туннеле, прекрасных цветах, легкой и красивой музыке. Я никогда не забывал это событие, но ничего с ним не делал. Годы спустя Рэймонд Моуди впервые описал так называемые «околосмертные переживания», и только в 1986 году я прочитал об этих переживаниях в книге Джорджа Ричи под названием «Возвращение из завтра», в которой рассказывается о том, что он пережил во время периода клинической смерти продолжительностью 6 минут в 1943 году во время своего медицинского исследования.

После прочтения его книги я начал опрашивать своих пациентов, переживших остановку сердца. К моему великому удивлению, в течение двух лет около пятидесяти пациентов рассказали мне о своих околосмертных переживаниях. Мое научное любопытство начало расти, потому что, согласно нашим нынешним медицинским концепциям, невозможно быть в сознании во время остановки сердца, когда прекращается кровообращение и дыхание.

Было предложено несколько теорий о происхождении околосмертных переживаний. Некоторые считают, что этот опыт вызван физиологическими изменениями в мозге, такими как гибель мозговых клеток в результате церебральной аноксии, а также, возможно, вызван выбросом эндорфинов или блокадой NMDA-рецепторов. Другие теории акцентируются на психологической реакции на приближающуюся смерть или на комбинацию такой реакции и аноксии.

Но до сих пор не было ни одного перспективного, тщательного и научно разработанного исследования, объясняющего причину и содержание околосмертных переживаний. Все исследования были ретроспективными и очень избирательными по отношению к пациентам. В ретроспективных исследованиях между возникновением опыта и его расследованием может пройти от 5 до 30 лет, что часто препятствует точной оценке медицинских и фармакологических факторов. Мы хотели узнать, может ли быть физиологическое, фармакологическое, психологическое или демографическое объяснение, почему люди испытывают сознательный опыт в период клинической смерти. При этом клиническая смерть определяется как период бессознательного состояния, вызванного аноксией мозга из-за остановки кровообращения и дыхания, которая происходит во время фибрилляции желудочков у пациентов с острым инфарктом миокарда.

Мы изучали пациентов, переживших остановку сердца, потому что это хорошо описанная опасная для жизни медицинская ситуация, когда пациенты в конечном итоге умрут от необратимого повреждения мозга, если сердечно-легочная реанимация (СЛР) не будет начата в течение 5–10 минут. Это наиболее близкая модель процесса умирания.

Поэтому в 1988 году мы начали исследование 344 пациентов, выживших после остановки сердца в десяти голландских больницах с целью изучения частоты, причины и содержания околосмертных переживаний. Мы провели короткое стандартизированное интервью с достаточно восстановившимися пациентами в течение нескольких дней после реанимации и спросили, могут ли они вспомнить период бессознательного состояния и что именно они вспоминали. В случаях, когда сообщалось о воспоминаниях, мы кодировали переживания в соответствии с весом основного индекса переживаний. В этой системе глубина околосмертного переживания измерялась в соответствии с сообщаемыми элементами содержания околосмертного переживания. Чем больше элементов было сообщено, тем глубже был опыт и тем выше был итоговый балл.

Результаты: 62 пациента (18%) сообщили о некоторых воспоминаниях о времени клинической смерти. Из этих пациентов 41 (12%) имел основной опыт с оценкой 6 или выше, а 21 (6%) имел поверхностный ОСП. В основной группе 23 пациента (7%) сообщили о глубоком или очень глубоком опыте с оценкой 10 или выше. И 282 пациента (82%) не имели воспоминаний о периоде остановки сердца.

В американском исследовании из 116 пациентов, выживших после остановки сердца, 11 пациентов (10%) сообщили об ОСП с оценкой 6 или выше; исследователи не указали количество пациентов с поверхностным ОСП с низкой оценкой. В британском проспективном исследовании из 63 пациентов, переживших остановку сердца, только 4 пациента (6,3%) сообщили об околосмертном переживании с оценкой 6 или выше, а у 3 пациентов (4,8%) был поверхностный околосмертный опыт. В общей сложности 7 пациентов (11%) сообщили о воспоминаниях о периоде остановки сердца.

В нашем же исследовании около 50% пациентов с ОСП сообщили об осознании смерти или положительных эмоциях, 30% сообщили о движении по туннелю, наблюдении небесного ландшафта или встрече с умершими родственниками. Около 25% пациентов с ОСП имели внетелесный опыт, общение со «светом» или наблюдали цвета, 13% пережили панораму событий жизни и 8% испытали чувство границы (перехода).

Что может отличать пациентов, которые сообщают об ОСП и которые составляют небольшой процент от общего числа –  от тех, у кого не было этого опыта?

Мы обнаружили, что ни продолжительность остановки сердца, ни продолжительность бессознательного состояния, ни необходимость интубации при сложной СЛР (сердечно-легочной реанимации), ни индуцированная остановка сердца при электрофизиологической стимуляции (ЭПС) не оказали никакого влияния на частоту ОСП. Мы также не смогли найти никакой связи между частотой околосмертных переживаний и принимаемыми препаратами, страхом смерти перед арестом, предвидением околосмертных переживаний, религией или образованием. Об околосмертных переживаниях чаще сообщалось людьми в возрасте до 60 лет, а также пациентами, у которых было более одной СЛР во время пребывания в больнице, и пациентами, которые ранее пережили околосмертные переживания.

Пациенты с дефектами памяти, вызванными длительной СЛР, сообщали о околосмертных переживаниях реже. Хорошая кратковременная память, по-видимому, необходима для запоминания околосмертных переживаний. Неожиданно мы обнаружили, что значительно больше пациентов, у которых был околосмертный опыт, особенно глубокий, умерли в течение 30 дней после СЛР (p < 0,0001).

Мы провели длительное исследование с записанными на пленку интервью всех выживших с ОСП через 2 и 8 лет после остановки сердца, а также соответствующей контрольной группы выживших с остановкой сердца, которые не сообщили об ОСП. Это исследование было разработано для оценки того, является ли трансформация отношения к жизни и смерти после ОСП результатом наличия ОСП или результатом самой остановки сердца.

В этом последующем исследовании трансформационных процессов после ОСП мы обнаружили значительную разницу между пациентами с ОСП и без ОСП. Процесс трансформации занял несколько лет, чтобы закрепиться. Пациенты с ОСП не проявляли никакого страха смерти, они твердо верили в загробную жизнь, и их понимание того, что важно в жизни, изменилось: это любовь и сострадание к себе, к другим людям и к природе.

Теперь они понимали космический закон, согласно которому все, что человек делает другим, – в конечном итоге вернется к нему самому: как ненависть и насилие, так и любовь и сострадание. Примечательно, что часто наблюдались свидетельства усиления интуиции. Более того, удивительным и неожиданным открытием стал длительный трансформационный эффект опыта, который сам  длится всего несколько минут.

Было предложено несколько теорий для объяснения околосмертных переживаний. Однако в нашем исследовании мы не обнаружили, что психологические, физиологические или фармакологические факторы вызывали эти переживания после остановки сердца.  С точки зрения чисто физиологической, – скажем, в случае церебральной аноксии, – большинство пациентов, которые были клинически мертвы, должны были сообщать об околосмертных переживаниях. Все 344 пациента были без сознания из-за аноксии мозга, возникшей в результате остановки сердца. Почему только 18% выживших после остановки сердца должны были сообщать об околосмертных переживаниях?

И все же нейрофизиологические процессы должны играть некоторую роль в ОСП, потому что ОСП-подобные переживания могут быть вызваны посредством электрической стимуляции некоторых участков коры у пациентов с эпилепсией, с высоким уровнем углекислого газа (гиперкапния) и при сниженной церебральной перфузии, приводящей к локальной церебральной гипоксии, как при быстром ускорении во время обучения летчиков-истребителей, или как при гипервентиляции с последующим маневром Вальсальвы. Также сообщалось о ОСП-подобных переживаниях после использования наркотиков, таких как кетамин, ЛСД или грибы. Эти вызванные внешними факторами переживания иногда могут приводить к периоду бессознательности, но в то же время могут также состоять из внетелесных переживаний, восприятия звука, света или вспышек воспоминаний из прошлого.

Однако они состоят из фрагментированных и случайных воспоминаний – в отличие от панорамного обзора жизни, который может происходить в околосмертном опыте. Кроме того, трансформационные процессы редко наблюдаются после таких переживаний, вызванных внешним воздействием – и, таким образом, они не идентичны околосмертному опыту.

Другая теория утверждает, что околосмертный опыт может быть измененным состоянием сознания (ИСС, трансцендентность или теория контунуальности), в котором воспоминания, идентичность, познание и эмоции функционируют независимо от бессознательного тела и сохраняется возможность внечувственного восприятия. Очевидно, что сознание во время околосмертного опыта переживалось независимо от нормального бодрствующего сознания, связанного с телом.

При отсутствии доказательств для каких-либо других теорий следует обсудить концепцию, которая до сих пор априорно предполагалась (но никогда не была научно доказана), – что сознание и воспоминания локализованы в мозге. Традиционно утверждалось, что мысли или сознание производятся большими группами нейронов или нейронными сетями. Но как можно было бы испытать ясное сознание вне тела в тот момент, когда мозг больше не функционирует в период клинической смерти, с плоской ЭЭГ?

Более того, слепые люди также описывали свои вполне правдивые внетелесные восприятия во время их околосмертных переживаний. Научное изучение околосмертных переживаний подталкивает нас к осознанию пределов наших медицинских и нейрофизиологических представлений о диапазоне человеческого сознания и связи сознания и воспоминаний с мозгом.

Так, Грейсон пишет: «Ни одна из физиологических или психологических моделей сама по себе не объясняет все общие черты околосмертных переживаний. Парадоксальное возникновение повышенного, ясного сознания и логических мыслительных процессов в период нарушенной церебральной перфузии поднимает особенно озадачивающие вопросы для нашего нынешнего понимания сознания и его связи с функцией мозга. Ясный сенсориум и сложные перцептуальные процессы в период кажущейся клинической смерти бросают вызов концепции, что сознание локализовано исключительно в мозге».

Парния и Фенвик пишут: «Данные свидетельствуют о том, что околосмертный опыт возникает во время бессознательного состояния. Это удивительный вывод, потому что, когда мозг настолько дисфункционален, что пациент находится в глубокой коме, церебральные структуры, которые лежат в основе субъективного опыта и памяти, должны быть серьезно нарушены.

Сложные переживания, подобные тем, о которых пациенты рассказывают при околосмертном опыте, не должны возникать или сохраняться в памяти. У таких пациентов, как ожидается, вообще не будет субъективного опыта  – как это было в случае подавляющего большинства пациентов, переживших остановку сердца в трех опубликованных исследованиях, или, в лучшем случае, состояние спутанности сознания, если какая-то функция мозга сохраняется. Даже если бессознательный мозг переполнен нейротрансмиттерами, – это не должно вызывать ясного, отчетливого запоминающегося опыта, поскольку те церебральные модули, которые генерируют сознательный опыт, нарушаются церебральной аноксией.

Тот факт, что при остановке сердца потеря функции коры предшествует быстрой потере активности ствола мозга, еще больше подтверждает эту точку зрения. Альтернативным объяснением может быть то, что наблюдаемые переживания возникают во время потери или при восстановлении сознания. Переход от сознания к бессознательному состоянию происходит быстро, при этом ЭЭГ показывает изменения в течение нескольких секунд, что кажется субъекту мгновенным. Тем более что переживания, которые обычно происходят во время восстановления сознания, являются спутанными, – чего в данном случае не наблюдается».

На самом деле, память является очень чувствительным индикатором повреждения мозга, а продолжительность амнезии до и после потери сознания является индикатором тяжести повреждения. Поэтому не следует ожидать, что события, которые происходят непосредственно перед или сразу после потери сознания, будут вспоминаться. И, как и было сказано ранее, в нашем исследовании пациенты с потерей памяти, вызванной длительной СЛР, сообщили о значительно меньшем количестве околосмертных переживаний. Хорошая кратковременная память, по-видимому, необходима для фиксации околосмертных переживаний.

  1. Некоторые типичные элементы ОСП

Прежде чем я более подробно обсужу некоторые нейрофизиологические аспекты функционирования мозга во время остановки сердца, я хотел бы рассмотреть некоторые элементы ОСП, такие как внетелесный опыт, обзор (панорама) всей своей жизни, встреча с умершими родственниками, возвращение в тело и исчезновение страха смерти.

4.1. Внетелесный опыт

В этом опыте люди обнаруживают подлинные восприятия из позиции вне и над своим безжизненным телом. Они ощущают, что сняли свое тело, как старое пальто, и, к своему удивлению, сохранили свою собственную идентичность с возможностью восприятия, эмоций и очень ясного сознания. Этот внетелесный опыт имеет научное значение, поскольку врачи, медсестры и родственники могут подтвердить сообщенные восприятия. Вот отчет медсестры отделения коронарной терапии:

«Во время ночной смены машина скорой помощи привезла в отделение коронарной терапии 44-летнего синюшного, находящегося в коме мужчину. Он был найден на лугу в коме около 30 минут назад. Когда мы пошли интубировать пациента, у него во рту оказались зубные протезы. Я снимаю эти верхние зубные протезы и кладу их на тележку «скорой помощи». Примерно через полтора часа у пациента нормализуется сердечный ритм и артериальное давление, но он все еще находится на искусственной вентиляции легких и интубирован, и все еще в коме. Его переводят в отделение интенсивной терапии для продолжения искусственного дыхания.

Только спустя больше недели я снова встречаюсь с пациентом, который к настоящему времени опять находится в кардиологическом отделении. Как только он меня видит, он говорит: «О, эта медсестра знает, где мои зубные протезы». Я была очень удивлена. Затем он поясняет: «Вы были там, когда меня привезли в больницу, и вы вынули мои зубные протезы изо рта и положили их на эту тележку, на ней были все эти бутылки, а внизу был этот выдвижной ящик, и туда вы положили мои зубы».

Я была особенно поражена, потому что помнила, что это происходило, когда мужчина был в глубокой коме и в процессе СЛР. Оказалось, что мужчина видел себя лежащим в постели и видел, как медсестры и врачи были заняты реанимацией. Он также смог правильно и подробно описать небольшую комнату, в которой его реанимировали, а также внешний вид присутствовавших, таких как я. Он глубоко впечатлен своим опытом и говорит, что больше не боится смерти».

 4.2. Панорама жизни

Во время этого панорамного обзора жизни субъект переживает не только каждое действие, но и каждую мысль из своей прошедшей жизни, и он осознает, что все это является энергетическим полем, которое влияет на него самого и других. Все, что было сделано и помыслено, кажется значимым и сохраненным. Более того, человек обретает понимание того, проявил ли он при этом к кому-то любовь или же наоборот. Поскольку действия и мысли человека связаны с воспоминаниями, эмоциями и сознанием других, –  вы испытываете последствия своих собственных мыслей, слов и действий по отношению к другому человеку в тот самый момент в прошлом, когда они произошли.

Следовательно, во время обзора жизни существует связь с полями сознания других людей, а также со своими собственными полями сознания (взаимосвязанность). Пациенты как бы охватывают всю свою жизнь одним взглядом; время и пространство, как кажется, не существуют во время такого опыта. Мгновенно люди оказываются на том месте, на котором они концентрируются, и могут часами рассказывать о том, что они вспомнили и осознали во время этого панорамного обзора своей жизни, даже если реанимация заняла всего несколько минут.

Пример: «Вся моя жизнь вплоть до настоящего момента, казалось, была представлена ​​мне в своего рода панорамном, трехмерном обзоре, и каждое событие сопровождалось сознанием сделанного добра или зла или пониманием причины или следствия. Я не только воспринимал все со своей собственной точки зрения, но и знал мысли всех, кто был вовлечен в событие, как будто их мысли были внутри меня.

Это означало, что я воспринимал не только то, что я сделал или подумал, но даже то, как это повлияло на других, как будто я видел всевидящими глазами. То есть  даже наши мысли, по-видимому, не исчезают, а сохраняются. И все время в течение этого обзора подчеркивалась важность любви. Оглядываясь назад, я не могу сказать, как долго длился этот обзор жизни и ее осознание, – возможно, это было долго, потому что всплывала каждая ситуация, но в то же время это казалось всего лишь долей секунды, потому что я воспринимал все это в один и тот же момент. Время и расстояние, казалось, не существовали. Я был во всех местах одновременно, и иногда мое внимание было привлечено к чему-то, и тогда я присутствовал там».

Также можно пережить предварительный просмотр, в котором появляются как образы будущего из событий личной жизни (иногда вспоминаемые только позже в форме «дежавю»), так и более общие образы из будущего, хотя следует подчеркнуть, что эти образы будущего следует рассматривать исключительно как возможности. И снова кажется, что время и пространство не существуют в процессе этого обзора.

Пример: «У меня был радостный зрительный контакт, они смотрели на меня с любовью, а затем я просмотрел большую часть своей будущей жизни; заботу о моих детях, неизлечимую болезнь моей жены, обстоятельства, с которыми я буду связан на моей работе и помимо нее. А затем у меня возникло чувство, что мне нужно решить: “Я могу остаться здесь, – но, возможно, мне нужно вернуться”, и мне нужно было решить это сразу».

4.3. Встреча с умершими родственниками

Если умершие знакомые или родственники встречаются в потустороннем измерении, их обычно узнают по внешности, а общение возможно посредством передачи мыслей. Таким образом, во время ОСП также возможно соприкосновение с полями сознания умерших людей (взаимосвязанность). Иногда встречаются люди, о смерти которых невозможно было узнать; иногда во время ОСП встречаются неизвестные пациентам люди.

Пример: «Во время остановки сердца у меня был обширный опыт (…) и позже я увидел, помимо моей покойной бабушки, мужчину, который смотрел на меня с любовью, но которого я не знал. Более 10 лет спустя я был у смертного одра моей матери, и она призналась мне, что я родился от внебрачной связи. Мой отец был евреем, которого депортировали и убили во время Второй мировой войны, и моя мать показала мне его фотографию. Неизвестный мужчина, которого я видел более 10 лет назад во время моего околосмертного опыта, оказался моим биологическим отцом».

4.4. Возвращение в тело

Некоторые пациенты могут описать, как они вернулись в свое тело, в основном через макушку головы, после того, как они поняли через бессловесное общение с Существом Света или умершим родственником, что «еще не пришло их время» или что «им еще предстоит выполнить задачу». Сознательное возвращение в тело переживается как нечто очень гнетущее. Пациенты приходят в сознание в своем теле и понимают, что они «заперты» в нем, что означает снова всю боль и ограничения их болезни. Они также понимают, что та часть их сознания, которая «там» была связана  с глубоким знанием и пониманием, а также чувство безусловной любви и принятия – были снова отняты у них.

Пример: «И затем я пришел в сознание в своем теле, это было так ужасно, так ужасно… этот опыт был таким прекрасным. Я никогда не хотел бы возвращаться, я хотел остаться там… и все же я вернулся. И с того момента это был очень трудный опыт – снова прожить свою жизнь в своем теле, со всеми ограничениями, которые я чувствовал в тот период».

4.5. Исчезновение страха смерти

Почти все люди, испытавшие околосмертный опыт, теряют страх смерти. Это происходит из-за осознания того, что сознание продолжает существовать, даже когда вас объявили мертвым очевидцы или даже врачи. Вы отделены от безжизненного тела, но сохранили способность восприятия. Пример:

«Не в моей компетенции обсуждать то, что я могу доказать только смертью. Для меня, однако, этот опыт стал решающим, убедив меня в том, что сознание продолжает жить и за пределами могилы. Смерть была не смертью, а другой формой жизни».

Еще один пример:

«Этот опыт — благословение для меня, ведь теперь я точно знаю, что тело и разум разделены и что есть жизнь после смерти».

После околосмертного опыта люди знают о непрерывности своего сознания, сохраняя все мысли и прошлые события. И это понимание как раз и вызывает у них процесс внутренней трансформации и утрату страха смерти. Человек оказывается чем-то большим, чем «просто телом».

  1. Нейрофизиология при остановке сердца

Все эти элементы околосмертного опыта были пережиты в период остановки сердца, в период кажущейся потери сознания, в период клинической смерти! Но как можно объяснить эти переживания в период временной потери всех функций мозга из-за острой панцеребральной ишемии?

Мы знаем, что пациенты с остановкой сердца теряют сознание в течение нескольких секунд. Полное прекращение мозгового кровообращения обнаруживается при остановке сердца из-за фибрилляции желудочков (ФЖ) во время порогового тестирования при имплантации внутренних дефибрилляторов. Эта полная церебральная ишемическая модель может быть использована для изучения результата аноксии мозга.

При ФЖ происходит полная остановка сердца с полным прекращением мозгового кровотока, что приводит к острой панцеребральной аноксии. Кровоток в средней мозговой артерии, Vmca, который является надежным монитором тренда мозгового кровотока, снижается до 0 см/сек сразу после индукции ФЖ. Во многих исследованиях как на людях, так и на животных, было показано, что мозговая функция серьезно нарушается во время остановки сердца, а электрическая активность как в коре головного мозга, так и в более глубоких структурах мозга отсутствует после очень короткого периода времени. Мониторинг электрической активности коры (ЭЭГ) показывает, что ишемия вызывает снижение мощности быстрой активности и дельта-активности и увеличение медленной дельта-активности, иногда также увеличение амплитуды тета-активности, постепенно, и в конечном итоге снижаясь до изоэлектричности. Чаще всего начальное замедление и затухание волн ЭЭГ является первым признаком церебральной ишемии. Первые ишемические изменения на ЭЭГ выявляются в среднем через 6,5 секунд после остановки кровообращения. При пролонгации церебральной ишемии переход к изоэлектричеству происходит в течение 10–20 (в среднем 15) секунд от начала остановки сердца.

После дефибрилляции Vmca, измеренная методом транскраниальной допплерографии, быстро возвращается в течение 1-5 секунд после остановки сердца небольшой продолжительности. Однако в случае длительной остановки сердца более 37 секунд Vmca показывает начальный выброс при реперфузии, транзиторную глобальную гиперемию, за которой следует значительное снижение мозгового кровотока до 50% или менее от нормы. Это также приводит к начальному выбросу мозгового поглощения кислорода (гипероксии) с быстрым снижением мозгового поглощения кислорода до пограничных значений в течение значительного времени из-за отсроченной гипоперфузии.

В случае длительной остановки сердца восстановление ЭЭГ также занимает больше времени, и нормальная активность ЭЭГ может не восстанавливаться в течение многих минут или часов после восстановления сердечной функции, в зависимости от продолжительности остановки сердца, несмотря на поддержание адекватного артериального давления в течение фазы восстановления. Кроме того, восстановление ЭЭГ не связано прямо с метаболическим восстановлением мозга, и поглощение кислорода мозгом может быть подавлено в течение значительного времени после восстановления кровообращения. При остром инфаркте миокарда продолжительность остановки сердца (ФЖ) в отделении неотложной помощи (CCU) обычно составляет 60-120 секунд, в кардиологическом отделении – 2-5 минут, а при остановке вне больницы она обычно превышает 5-10 минут. Только при пороговом тестировании внутренних дефибрилляций или при исследованиях электрофизиологической стимуляции продолжительность остановки сердца редко превышает 30–60 секунд.

Аноксия вызывает потерю функции наших клеточных систем. Однако при аноксии продолжительностью всего несколько минут эта потеря может быть временной; при длительной аноксии происходит гибель клеток с постоянной функциональной потерей. Во время эмболического события небольшой сгусток крови блокирует ток крови в небольшом сосуде коры, что приводит к аноксии этой части мозга с потерей электрической активности. Это приводит к функциональной потере коры, такой как гемиплегия или афазия. Когда сгусток растворяется или разрушается в течение нескольких минут, утраченная корковая функция восстанавливается. Это называется транзиторной ишемической атакой (ТИА). Однако, когда сгусток блокирует мозговой сосуд в течение нескольких минут или часов, это приведет к гибели нейронных клеток с постоянной потерей функции этой части мозга с постоянной гемиплегией или афазией, и ставится диагноз нарушения мозгового кровообращения (ОНМК).

Таким образом, транзиторная аноксия приводит к временной потере функции. При остановке сердца глобальная аноксия мозга происходит в течение нескольких секунд. Своевременная и адекватная СЛР обращает эту функциональную потерю мозга, поскольку предотвращается окончательное повреждение клеток мозга, приводящее к их гибели. Длительная аноксия, вызванная прекращением притока крови к мозгу более чем на 5-10 минут, приводит к необратимым повреждениям и обширной гибели клеток мозга. Это называется смертью мозга, и большинство пациентов в конечном итоге умирают.

Из этих исследований, а также других исследований пациентов, которые были клинически мертвы, мы знаем, что единственной возможностью должно было быть полное отсутствие электрической активности коры головного мозга (плоская ЭЭГ), а также прекращение активности ствола мозга – потеря корнеального рефлекса, фиксированные и расширенные зрачки и потеря рвотного рефлекса.

Однако пациенты с околосмертным опытом сообщают о ясном сознании, в котором когнитивное функционирование, эмоции, чувство идентичности и память (события, начиная с раннего детства) были возможны, а также восприятие себя вне и над их «мертвым» телом.

По результатам исследованных ситуаций, – таких как тот, который связан с зубными протезами, – мы знаем, что околосмертный опыт должен происходить в период бессознательного состояния, а не в первые или последние секунды этого периода. Существует также хорошо задокументированный отчет о пациентке с постоянной регистрацией ЭЭГ во время операции по удалению гигантской аневризмы в основании мозга, прооперированной при температуре тела от 10 до 15 градусов по Цельсию. Она была подключена к аппарату искусственного кровообращения, с ФЖ, со всей кровью, откаченной из ее головы, с плоской линией ЭЭГ, со щелкучими устройствами в обоих ушах, с заклеенными глазами, – и эта пациентка пережила околосмертный опыт, включая осознание себя вне тела, причем впоследствии были проверены все детали, которые она восприняла и услышала, будучи вне тела.

Итак, мы должны заключить, что ОСП в нашем исследовании, а также в американском и британском исследованиях, происходили во время временной функциональной потери всех функций коры и ствола мозга.

Как можно было испытать ясное сознание вне тела в тот момент, когда мозг больше не функционирует в период клинической смерти, с плоской ЭЭГ? Такой мозг был бы примерно аналогичен компьютеру с отключенными источниками питания и отсоединенными цепями. Он не мог галлюцинировать; он вообще ничего не мог делать.

Как уже говорилось ранее, до настоящего времени обычно предполагалось, что сознание и воспоминания локализованы внутри мозга, что мозг их производит. Согласно этой – недоказанной – концепции, сознание и воспоминания должны исчезать с физической смертью – и, конечно, во время клинической смерти, или смерти мозга. Однако во время ОСП пациенты переживают своего сознания с возможностью восприятия мира, находясь вне и над своим безжизненным телом.

Значит, сознание может функционировать в другом измерении без нашей обычной телесно-связанной концепции времени и пространства, где все прошлые, настоящие и будущие события существуют и могут наблюдаться одновременно и мгновенно (нелокальность). В другом измерении человек может быть связан с личными воспоминаниями и полями сознания себя, а также других, включая умерших родственников (универсальная взаимосвязь). И сознательное возвращение в свое тело может быть испытано вместе с чувством телесного ограничения, а также иногда с осознанием потери универсальной мудрости и любви, которые он испытал во время своего околосмертного опыта.

  1. Нейрофизиология нормально функционирующго мозга

В течение десятилетий проводились обширные исследования по локализации сознания и воспоминаний внутри мозга, но пока безуспешно.

В связи с недоказанным предположением, что сознание и воспоминания производятся и хранятся внутри мозга, мы должны спросить себя, как нематериальная деятельность, – такая как сосредоточенное внимание или мышление, – может соответствовать наблюдаемой (материальной) реакции в виде измеримой электрической, магнитной и химической активности в определенном месте мозга?

Даже увеличение мозгового кровотока наблюдается во время такой нематериальной деятельности, как мышление. Нейрофизиологические исследования продемонстрировали это с помощью ЭЭГ, магнитоэнцефалографии (МЭГ), магнитно-резонансной томографии (МРТ) и позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ). Было показано, что определенные области мозга становятся метаболически активными в ответ на мысль или чувство. Однако эти исследования, хотя и предоставляют доказательства роли нейронных сетей как посредника для проявления мыслей, не обязательно подразумевают, что эти клетки также производят мысли. Прямых доказательств того, как нейроны или нейронные сети могли бы производить субъективную сущность ума и мыслей, в настоящее время не хватает.

Также не совсем понятно, как объяснить, что в сенсорном эксперименте субъект заявляет, что он осознает свое ощущение (выбор) позже  реакции мозга. Это является вызовом нашим текущим нейрофизиологическим теориям, а также таким явлениям, как опережающая активация или предчувствие, с изменениями на МРТ до 3 секунд, предшествующих эмоциональным стимулам.

Мозг содержит около 100 миллиардов нейронов, 20 миллиардов из которых расположены в коре головного мозга. Несколько тысяч нейронов умирают каждый день, и происходит непрерывное обновление белков и липидов, составляющих клеточные мембраны, во временном интервале от нескольких дней до нескольких недель. В течение жизни кора головного мозга непрерывно адаптивно модифицирует свою нейронную сеть, включая изменение количества и расположения синапсов. Все нейроны демонстрируют электрический потенциал на своих клеточных мембранах, и каждый нейрон имеет от десятков до сотен синапсов, которые влияют на другие нейроны. Транспортировка информации по нейронам происходит преимущественно посредством потенциалов действия, различий в мембранном потенциале, вызванных синаптической деполяризацией и гиперполяризацией. Сумма изменений вдоль нейронов вызывает переходные электрические поля и, следовательно, также переходные магнитные поля вдоль синхронно активированных дендритов. Во время мозговой активности эти электрические и магнитные паттерны 100 миллиардов нейронов изменяются каждую наносекунду.

Ни количество нейронов, ни точная форма дендритов, ни положение синапсов, ни срабатывание отдельных нейронов, по-видимому, не имеют решающего значения для свойств обработки информации, но скорее производные, временные, высокоупорядоченные 4-мерные (пространственно-временные) паттерны электромагнитных полей, генерируемых вдоль дендритных деревьев специализированных нейронных сетей. Эти паттерны следует рассматривать как конечный продукт хаотической, динамически управляемой самоорганизации.

Теперь следует упомянуть влияние внешних локализованных магнитных и электрических полей на эти постоянно меняющиеся электромагнитные поля во время нормального функционирования мозга.

Нейрофизиологические исследования проводятся с использованием транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), в ходе которой производятся локализованные магнитные поля. ТМС может возбуждать или подавлять различные части мозга в зависимости от количества поданной энергии, что позволяет проводить функциональное картирование областей коры и создавать временные функциональные поражения. Она позволяет оценивать функцию в фокальных областях мозга в масштабе миллисекунд и может изучать вклад корковых сетей в определенные когнитивные функции. ТМС может влиять на обычное и двигательное восприятие, прерывая корковую обработку на 80-100 миллисекунд. Внутрикортикальное торможение и облегчение, полученные во время парных импульсных исследований с ТМС, отражают активность интернейронов в коре. Также ТМС может изменять функционирование мозга за пределами времени стимуляции, но, по-видимому, не оставляет никакого длительного эффекта.

Прерывание электрических полей локальных нейронных сетей в частях коры также нарушает нормальное функционирование мозга. С помощью локальной электрической стимуляции височной и теменной долей во время операции по поводу эпилепсии нейрохирург и лауреат Нобелевской премии Уайлдер Пенфилд иногда мог вызывать вспышки воспоминаний прошлого (никогда не полный обзор жизни), ощущения света, звука или музыки и редко своего рода внетелесный опыт. Эти переживания не вызывали никакой трансформации отношения к жизни.

Эффект внешней магнитной или электрической стимуляции зависит от интенсивности и продолжительности подачи энергии. Клинического эффекта может не быть; иногда эффект возникает, когда подается лишь небольшое количество энергии. Но во время стимуляции с более высокой энергией происходит торможение локальных корковых функций путем угасания их электрических и магнитных полей (личное сообщение доктора Олафа Бланке, невролога: Лаборатория предоперационной оценки эпилепсии и Лаборатория функционального картирования мозга, Отделение неврологии, Университетская больница Женевы, Швейцария).

Недавно Бланке описал пациента с внетелесным опытом, индуцированным путем торможения корковой активности, вызванного интенсивной внешней электрической стимуляцией нейронных сетей в угловой извилине у пациента с эпилепсией. Мы должны сделать вывод, что локализованная искусственная стимуляция реальными фотонами (электрической или магнитной энергией) нарушает и подавляет постоянно меняющиеся электромагнитные поля наших нейронных сетей, тем самым влияя и подавляя нормальные функции нашего мозга. Могут ли сознание и воспоминания быть продуктом или результатом этих постоянно меняющихся полей фотонов? Могут ли эти фотоны быть элементарными носителями сознания?

Некоторые исследователи пытаются создать искусственный интеллект с помощью компьютерных технологий, надеясь смоделировать программы, генерируюшие сознание. Но Роджер Пенроуз, квантовый физик, утверждает, что «Алгоритмические вычисления не могут смоделировать математические рассуждения. Мозг, как закрытая система, способная к внутренним и последовательным вычислениям, недостаточен для того, чтобы породить человеческое сознание».

Пенроуз предлагает квантово-механическую гипотезу для объяснения связи между сознанием и мозгом. А Саймон Беркович, профессор компьютерных наук университета Джорджа Вашингтона, подсчитал, что способность мозга производить и хранить все информационные процессы всех наших воспоминаний с ассоциативными мыслями абсолютно недостаточна. Нам потребовалось бы 1024 операций в секунду, что абсолютно невозможно для наших нейронов. Гермс Ромейн, голландский нейробиолог приходит к такому же выводу. Следует сделать вывод, что мозг не обладает достаточной вычислительной мощностью для хранения всех воспоминаний с ассоциативными мыслями из жизни человека, не обладает достаточными способностями к извлечению информации и, по-видимому, не способен порождать сознание.

  1. Квантовая механика и мозг

С нашими текущими медицинскими и научными концепциями кажется невозможным объяснить все аспекты субъективных переживаний, о которых сообщают пациенты с ОСП в период остановки сердца, во время временной потери всех функций мозга. Но наука, я считаю, это поиск объяснений новых тайн, а не каталогизация старых фактов и концепций.

Таким образом, это именно научная задача — обсудить новые гипотезы, которые могли бы объяснить взаимосвязь с сознанием других людей и умерших родственников, объяснить возможность мгновенного и одновременного (нелокального) и предварительного просмотра чьей-либо жизни без нашего обычного телесно-связанного понимания времени и пространства, возможность иметь ясное сознание с воспоминаниями из раннего детства, с самоидентификацией, с познанием и эмоциями, и возможность восприятия себя вне и над своим безжизненным телом.

Мы должны заключить, как и многие другие, что квантово-механические процессы могут иметь существенное отношение к тому, как сознание и воспоминания связаны с мозгом и телом во время нормальной повседневной деятельности, а также во время смерти мозга или клинической смерти.

Теперь я хотел бы обсудить некоторые аспекты квантовой физики, поскольку это кажется необходимым для понимания моей концепции непрерывности сознания. Квантовая физика полностью перевернула существующий взгляд на наш материальный, проявленный мир, так называемое реальное пространство. Она говорит нам, что частицы могут распространяться как волны, и поэтому могут быть описаны квантово-механической волновой функцией. Можно доказать, что свет в некоторых экспериментах ведет себя как частицы (фотоны), а в других экспериментах он ведет себя как волны, и оба эксперимента верны. Таким образом, волны и частицы являются дополнительными аспектами света (Н. Бор). Эксперимент Аспекта, основанный на теореме Белла, установил нелокальность в квантовой механике (нелокальную взаимосвязь). Нелокальность возникает, потому что все события взаимосвязаны и влияют друг на друга. Фазовое пространство — это невидимое, нелокальное, многомерное пространство, состоящее из полей вероятности, где каждое прошлое и будущее событие доступно как возможность. Внутри этого фазового пространства нет никакой материи, все принадлежит неопределенности, и ни измерения, ни наблюдения невозможны. Акт наблюдения мгновенно превращает вероятность в действительность путем коллапса волновой функции. Роджер Пенроуз называет это разрешение множественных возможностей в одно определенное состояние «объективной редукцией». Таким образом, кажется, что никакое наблюдение невозможно без фундаментального изменения наблюдаемого субъекта; остается только субъективность.

Фазовая скорость в этом невидимом и неизмеримом фазовом пространстве варьируется от скорости света до бесконечности, в то время как скорость частиц в нашем проявленном физическом реальном пространстве варьируется от нуля до скорости света. При скорости света скорость частицы и скорость волны идентичны. Но чем медленнее частица, тем выше скорость волны, а когда частица останавливается, скорость волны бесконечна. Фазовое пространство генерирует события, которые могут быть локализованы в нашем пространственно-временном континууме, проявленном мире или реальном пространстве. Все видимое исходит из невидимого.

Согласно Стюарту Хамероффу и Роджеру Пенроузу, микротрубочки в нейронах могут обрабатывать информацию, генерируемую самоорганизующимися паттернами, порождая когерентные состояния, и эти состояния могут быть объяснением возможности переживания сознания. Гермс Ромейн утверждает, что непрерывно меняющиеся электромагнитные поля нейронных сетей, которые можно рассматривать как биологический квантовый когерентный феномен, возможно, могут быть элементарными «носителями» сознания.

Квантовая физика не может объяснить сущность сознания или тайну жизни, но в моей концепции она полезна для понимания перехода между полями сознания в фазовом пространстве (для сравнения с полями вероятности, как мы знаем из квантовой механики) и бодрствующим сознанием, связанным с телом, в реальном пространстве, потому что это два дополнительных аспекта сознания.

Наше цельное и неделимое сознание с воспоминаниями берет свое начало и хранится в этом фазовом пространстве, а кора головного мозга служит лишь ретрансляционной станцией для частей нашего сознания и частей наших воспоминаний, которые должны быть получены в наше бодрствующее сознание. В этой концепции сознание не имеет физических корней. Это можно сравнить с Интернетом, который не исходит из самого компьютера, а только принимается им.

Жизнь создает переход из фазового пространства в наше проявленное реальное пространство; Согласно нашей гипотезе, жизнь создает возможность получать поля сознания (волны) в бодрствующее сознание, которое принадлежит нашему физическому телу (частицам).

В течение жизни наше сознание имеет аспект волн, а также аспект частиц, и существует постоянное взаимодействие между этими двумя аспектами сознания. Эта концепция является дополнительной теорией, как и волновой и корпускулярный аспекты света, а не дуалистической теорией. Субъективные (сознательные) переживания и соответствующие объективные физические свойства являются двумя принципиально разными проявлениями одной и той же базовой более глубокой реальности; они не могут быть сведены друг к другу. Аспект частиц, физический аспект сознания в материальном мире, происходит из волнового аспекта нашего («объективная редукция») и может быть измерен с помощью ЭЭГ, МЭГ, МРТ и РЕТ-сканирования. И различные нейронные сети функционируют как интерфейс для различных аспектов сознания, что может быть продемонстрировано путем изменения изображений во время этих регистраций ЭЭГ, МРТ или РЕТ-сканирования. Волновой аспект нашего неразрушимого сознания в фазовом пространстве, с нелокальной взаимосвязанностью, по своей сути неизмерим физическими средствами. Когда мы умрем, наше сознание больше не будет иметь аспекта частиц, а только вечный аспект волн.

С этой новой концепцией сознания и связи разума и мозга все сообщаемые элементы околосмертного опыта во время остановки сердца могут быть объяснены.

Эта концепция также совместима с нелокальной взаимосвязанностью с полями сознания других людей в фазовом пространстве. После околосмертного опыта большинство людей, часто к собственному изумлению и замешательству, испытывают повышенную интуитивную чувствительность, такую ​​как ясновидение и яснослышание, или прогностические сны, в которых они «видят сны» о будущих событиях. У людей с околосмертным опытом функциональная способность приема, по-видимому, постоянно усиливается. Если сравнить это с телевизором, вы получаете не только канал 1, передачу вашего личного сознания, но одновременно каналы 2, 3 и 4 с аспектами сознания других.

Эта удаленная, нелокальная коммуникация, по-видимому, была научно продемонстрирована путем размещения пар субъектов в двух отдельных камерах Фарадея, что фактически исключает любой электромагнитный механизм передачи. Визуальный стимул, инвертирующий паттерн, используется для того, чтобы вызвать зрительные вызванные реакции при регистрации ЭЭГ стимулируемого субъекта, и это мгновенно воспринимается нестимулируемым субъектом, что приводит к аналогичному нейронному событию с похожей морфологией мозговых волн или переданным потенциалам, как это выявляется на ЭЭГ.

  1. Роль ДНК

Как мы должны понимать взаимодействие между нашим сознанием и нашим функционирующим мозгом в нашем постоянно меняющемся теле? Как уже говорилось ранее, в течение нашей жизни состав нашего тела непрерывно меняется, так как в течение каждой секунды в нашем теле заменяются 500000 клеток. Что может быть основой непрерывности нашего изменяющегося тела? Клетки и молекулы – это всего лишь строительные блоки. Оценивая все упомянутые выше теории, кажется разумным рассматривать специфическую для человека ДНК в наших клетках как место резонанса или интерфейс, через который происходит постоянный информационный обмен между нашим личным материальным телом и фазовым пространством, где все поля нашего личного сознания доступны как поля возможностей.

ДНК – это молекула, состоящая из нуклеотидов, со структурой двойной спирали. У людей она организована в 2З пары хромосом, определяет 30 000 генов и содержит около 3 миллиардов пар оснований. Около 95% человеческой ДНК имеют до сих пор не известную функцию, по этой причине ее называют «мусорной ДНК», не кодирующей белок ДНК, или интронами, а 5% кодирующей белок ДНК называются экзонами. Чем сложнее вид, тем больше у него интронов. Саймон Беркович предполагает, что эта «мусорная ДНК» может иметь идентификационную цель, сравнимую с функциональностью своего рода «штрихкода». Согласно его гипотезе, сама ДНК не содержит наследственного материала, но способна получать наследственную информацию и воспоминания из прошлого, а также морфогенетическую информацию, которая содержит способ, которым будет построено тело со всеми его различными клеточными системами со специализированными функциями. Специфическая для человека ДНК в этой модели является как приемником, так и передатчиком нашего постоянно развивающегося личного сознания.

Согласно Эрвину Шредингеру, квантовому физику, ДНК является астатистической молекулой, а астатистические процессы являются квантово-механическими процессами, которые происходят из фазового пространства. В его теории ДНК должна функционировать как квантовая антенна с нелокальной связью. Также Стюарт Хамерофф рассматривает ДНК как цепочку квантовых битов (кубитов) со спиральной закруткой, и, по его мнению, ДНК может функционировать аналогично сверхпроводящим квантовым интерференционным устройствам. В его модели квантового компьютера 3 миллиарда пар оснований должны функционировать как кубиты с квантовой суперпозицией одновременно нуля и единицы.

После пересадки сердца донорское сердце содержит чужеродный для реципиента материал ДНК. В нескольких недавних книгах сообщалось, что иногда реципиент испытывает мысли и чувства, совершенно странные и новые, и позже становится очевидно, что они соответствуют характеру и сознанию умершего донора. ДНК в донорском сердце, по-видимому, порождает поля сознания, которые получает реципиент органа. К сожалению, до сих пор научное исследование этого вопроса не было возможным из-за нежелания трансплантационных центров.

  1. Аналогия с всемирной коммуникацией

Для понимания этой концепции квантово-механического взаимодействия между невидимым фазовым пространством и нашим видимым материальным телом, кажется целесообразным сравнить ее с современной всемирной коммуникацией.

Существует непрерывный обмен объективной информацией посредством электромагнитных полей для радио, телевидения, мобильного телефона или ноутбука. Мы не осознаем огромного количества электромагнитных полей, которые постоянно, днем ​​и ночью, существуют вокруг нас. Мы осознаем эти электромагнитные информационные поля только в тот момент, когда используем наш мобильный телефон или включаем наше радио, телевизор или ноутбук.

То, что мы получаем, не находится внутри прибора, но благодаря приемнику информация из электромагнитных полей становится воспринимаемым нашими чувствами и, следовательно, сознанием. Голос, который мы слышим по нашему телефону, не находится внутри телефона. Концерт, который мы слышим по нашему радио, передается на наше радио. Изображения и музыка, которые мы слышим и видим по телевизору, передаются на наш телевизор. Интернет не находится внутри нашего ноутбука, мы можем получать то, что передается со скоростью света с расстояния в несколько сотен или тысяч миль. И если мы выключим телевизор, прием исчезнет, ​​но передача продолжится. Передаваемая информация остается в электромагнитных полях. Связь была прервана, но она не исчезла и все еще может быть получена в другом месте с помощью другого телевизора («нелокальность»).

Можно ли сравнить наш мозг с телевизором, который принимает электромагнитные волны и преобразует их в изображение и звук, а также с телекамерой, которая преобразует изображение и звук в электромагнитные волны? Это электромагнитное излучение содержит в себе суть всей информации, но воспринимается нашими чувствами только через подходящие инструменты, такие как камера и телевизор.

Информационные поля нашего сознания и наших воспоминаний, развивающиеся в течение нашей жизни как под воздействием нашего опыта, так и информационного ввода от наших органов чувств, присутствуют вокруг нас и становятся доступными нашему бодрствующему сознанию только через наш функционирующий мозг (и другие клетки нашего тела) в форме электромагнитных полей. Как только функция мозга теряется, как при клинической смерти или смерти мозга, воспоминания и сознание все еще существуют, но восприимчивость теряется, связь прерывается.

 

  1. Заключение

Согласно нашей концепции, основанной на сообщенных аспектах сознания, переживаемых во время остановки сердца, мы можем заключить, что наше сознание может быть основано на полях информации, состоящих из волн, и что оно возникает в фазовом пространстве. Во время остановки сердца функционирование мозга и других клеток нашего тела прекращается из-за аноксии. Электромагнитные поля наших нейронов и других клеток исчезают, и возможность резонанса, интерфейса между сознанием и физическим телом, прерывается.

Такое понимание фундаментально меняет мнение о смерти из-за почти неизбежного вывода о том, что во время физической смерти сознание будет продолжать переживаться в другом измерении, в невидимом и нематериальном мире, фазовом пространстве, в котором заключено все прошлое, настоящее и будущее. Исследования околосмертных переживаний не могут дать нам неопровержимого научного доказательства этого вывода, потому что люди, пережившие околосмертные переживания, не умирали, но все они были очень, очень близки к смерти, без функционирующего мозга.

Вывод о том, что сознание может переживаться независимо от функции мозга, может вызвать огромное изменение в научной парадигме в западной медицине и может иметь практические последствия в реальных медицинских и этических проблемах, таких как уход за коматозными или умирающими пациентами, эвтаназия, аборты и изъятие органов для трансплантации у кого-то в процессе смерти с бьющимся сердцем в теплом теле, но с диагнозом смерти мозга.

Здесь все еще больше вопросов, чем ответов, но, основываясь на вышеупомянутых теоретических рассуждениях и на очевидно переживаемой непрерывности нашего сознания, – мы, наконец, должны рассмотреть возможность того, что смерть, как и рождение, вполне может быть простым переходом из нашего состояния сознания в другое.

 

Источник: Pim van Lommell. ABOUT ТНЕ CONTINUITY ОF OUR CONSCIOUSNESS. In: Вrаiп Death апd Disorders of Сопsсiоusпеss. Machado, С. and Shewmon, D.A., Eds. New York, Boston, Dordrecht, London, Moscow: Кluwеr Academic/ Plenum Publishers, Advances in Experimental Medicine. 2004; 550: 115-132.

[1] на английском NDE —  Near-death experiences

Показать похожие записи
Еще от Редакция cайта
Еще в Анонс

Смотрите также

Цены на электроэнегрию… ниже нуля. Как оценить прорывы в области  альтернативной энергетики?

Информационное агентство Bloomberg сообщает, что цены на электроэнергию в Германии… упали …