Психология, мандалы, медитация: мировоззренческий винегрет для детей

0
1,199

В одной из рассылок появилась новость о том, что родители детей, обучающихся в одной из спортивных школ олимпийского резерва Петербурга,  обратились к уполномоченному по правам ребенка. По рассказам детей, их заставляют рисовать мандалы, медитировать, писать сочинения на философские темы и собирают за это деньги с родителей.  За невыполнение заданий детей отчисляют. В связи с обращением родителей школу проверит прокуратура Выборгского района Санкт-Петербурга.

Во многих комментариях  к этой новости читатели сделали акцент на незаконных, по их мнению, поборах и, в целом, на незаконности принудительного введения подобных занятий. С этим трудно не согласиться, но проблема намного глубже.

Она состоит прежде всего в том, что как ни пытаются современные постмодернисты бороться против «идеологий», как ни отстаивают полную «свободу» от любого твердого мировоззрения, но свято место пусто не бывает. Человек не может существовать в виде постмодернистской марионетки, которая, как пробка на воде, хаотично мечется от мнения к мнению.  Осознанно или нет – но и у личности, и у общества в целом обязательно формируется  какая-то картина мира

Но если систематически препятствовать человеку сознательно формировать продуманное мировоззрение (именно продуманное – на основе серьезных знаний и их осмысления!), как сейчас этому и препятствует массовая «культура» и современное «образование»,  — то формируется псевдо-мировоззрение. То есть, по сути, некий винегрет из обрывков… даже не знаний, тут это слово вообще не подходит, а «информации».

Именно такой винегрет сегодня, к сожалению, мы видим сплошь и рядом.  Не только у постмодернистов, но и, например, у многих либералов-демократов, с их типичным «преклонением перед Западом». И у тех националистов-«патриотов», которые вместо подлинной и требовательной любви к стране попросту закрывают глаза на ее проблемы и недостатки и оголтело клеймят любые попытки конструктивной критики.

Таковы же и расплодившиеся сегодня «поклонники Востока» (а равно и «противники Востока», например, многие, относящие себя к православию и не желающие видеть глубинное единство всех древних религиозно-духовных учений). Неумение и нежелание размышлять ведет к тому, что глубочайшая, но крайне сложная философия и практика Востока (я имею в виду прежде всего Индию и Китай) в представлении сегодняшних поклонников выродились «теоретически» – в набор чудовищно примитивных и искаженных схемок, а практически – еще хуже – в увлечение всевозможными психотехниками.

Эти психотехники, как мне уже неоднократно  приходилось писать, представляют собой, опять же,  искаженные обрывки очень тонких и сложных методик работы с сознанием и телом. Искаженные, но тем не менее в некоторых аспектах вполне работающие, действительно воздействующие на сознание и тело. И это самое плохое.

Дело в том, что такие методики основаны на совершенно другой модели человека, чем наша — примитивно-материалистическая и потребительски ориентированная. И целью этих методик не может быть карьерный успех или приобретение «лидерских качеств». Если начать систематически практиковать их с подобными целями и установками – 9 шансов из 10, что это расшатает  психику, и если вовремя не остановиться – может привести к серьезным психическим нарушениям (я это сама видела не раз).

Не случайно ведь ученика к этим практикам очень долго готовили, и основой подготовки была  именно нравственно-психологическая – достижение полного контроля над своими мыслями и чувствами, прежде всего, эгоистическими и агрессивными, а также преодоление и всех других недостатков (страха, зависти, лени и пр.), равно как и хаоса мыслей и эмоций. Все эти негативные качества в восточных представлениях в буквальном смысле являются «кирпичиками» нашего сознания, — которое, в отличие от большинства западных моделей, рассматривается как совершенно реальная субстанция (тонко-материальная, или  энерго-материальная).

И все психотехники правильно и плодотворно работают лишь тогда, когда они «ложатся» на подготовленную почву – на сознание, структурированное и  очищенное моральной и ментальной практикой. (Я сразу прошу прощения за неизбежную примитивизацию, вызванную форматом заметки, но надеюсь, что не слишком упростила основные идеи). А в противном случае происходит просто насильственное вторжение в неготовое сознание и его ломка. И это особенно опасно для детей с их несложившейся психикой. Тут надо уповать лишь на то, что сами «гуру»  (которых сегодня много расплодилось под именем «психологов»)  настолько плохо знают и понимают эти методики, что лишь имитируют их. И слава Богу: в этом случае они всего лишь (!) стянут с родителей деньги, но детям не причинят вреда.

Читатель может спросить: что же, нам вообще противопоказано овладевать культурой Востока? Разумеется, нет. Но, во-первых, она требует очень серьезного и многолетнего изучения. А кроме этого  – параллельного сопоставления многих ее идей и с западной философией (в ее лучших образцах), и с русской культурой, которая как раз очень близка восточной (хотя, увы, великие русские религиозные философы рубежа  XX — XIX веков тоже не были свободы от предубеждений), и с современной наукой, которая все более явно приближается к тем же идеям.

А, во-вторых, — главное! — ведь эти психотехники – не что-то экзотичное и противоречащее всей нашей повседневной жизни. Напротив, это лишь более тонкое и сложное развитие общеизвестных вещей. Скажем, медитация – это, по сути, углубленное и концентрированное размышление. Разве западная культура не учила этому? То есть вниманию, сосредоточенности, тонкому анализу, и, по сути, контролю за хаосом наших мыслей. Вторая важнейшая (подчеркну еще раз) сторона этих практик – нравственная. Даже сегодняшняя медицина и серьезная психология говорят о том, насколько разрушительны негативные эмоции – не только агрессии, но и зависти, соревнования (как, кстати, отмечала еще К. Хорни, несмотря на всю «соревновательную» ориентацию сегодняшнего общества!), тщеславия, уныния, а также лени и склонности к комфорту и удовольствиям (вместо напряженной творческой работы) и пр. Преодоление всего этого душевного и ментального хаоса — основа тех же самых психотехник. И подобная практика постепенно приносит совершенно поразительные и, главное – естественные и устойчивые плоды.

Но  она требует самоконтроля, ритма, напряжения и идет долгими годами. Как и настоящие восточные практики, в отличие от «тренингов» новоявленных «гуру». И целью ее является, повторю, не социальный и карьерный успех и не достижение разных временных необычных переживаний (тоже весьма опасных, но я на этом здесь не буду останавливаться). А именно естественное, заложенное в душе каждого из нас самосовершенствование, результаты которого приносят не мимолетные вспышки необычных эмоций, а постепенно растущую радость и полноту бытия, чувство понимания смысла и твоей жизни, и жизни мира. И, по сути, все то же самое лежит в основе и духовных практик христианства, и просто веками отработанных методов правильного образования и воспитания. Во всех культурах  — в самой их глубине – лежит некое единое ядро идей, представлений и практических методов.

А если читатель не забыл еще ситуацию в питерской школе, послужившую  поводом для заметки, то наверняка уже сам сделал вывод:  по отношению к подобным «психологам» необходимо применять самые жесткие меры. Выправлять последствия их деятельности неизмеримо сложнее, чем эту деятельность предотвратить.

И.В. Фотиева

Показать похожие записи
Еще от Редакция cайта
Еще в Новости

Смотрите также

Каланчина И. Н. Принципы обучения русскому языку на основе сочетания лингвокультурологического подхода и аксиологической лингвометодики

Сегодня представляется весьма актуальным опыт применения метода ценностного текстоцентризм…