Главная Новости КОРОНАВИРУС И НАСТУПИВШИЙ ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС

КОРОНАВИРУС И НАСТУПИВШИЙ ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС

0
214

Пандемия коронавируса, по мнению доктора философских наук А.В. Иванова, еще раз показывает ложность многих установок и идей современного мира. Глобализация, урбанизация и технократия не способны защитить этот мир даже от последствий вируса.

Происходящие в мире события заслуживают того, чтобы подвергнуть их философскому осмыслению.

Первое, что поражает – исключительная хрупкость, если только не эфемерность, техногенно-потребительской цивилизации, в которой мы живем. Все технологии, в том числе и цифровые, которые приводят в экстаз современного обывателя; все искусственные интеллекты, которые претендуют чуть ли не на замещение живого сознания человека; все экономические богатства и политические институты – все сразил, подкосил под корень примитивный, невидимый человеческим взором вирус, который даже сложно назвать живым существом. Природа слегка «вздохнула», и наш человеческий мир, казавшийся вечным и прочным, вся пресловутая глобализация посыпались, как карточный домик.

Нет оснований сомневаться, что даже если этот вирус и победят, рано или поздно появится новый губительный вирус, а если не появится вирус, то проснется очередной вулкан,   вскипит гигантское цунами или придет жара, типа той, что этим летом буквально спалила Австралию. Никакого возвращения к беззаботному и сытому образу жизни   не будет. Начал действовать «эффект домино». Любая деградирующая система рано или поздно вступает в период быстрого и непредсказуемого распада, который в  синергетике называется режимом с обострением. Такую систему спасать и лечить бесполезно, как бесполезно надеяться на выздоровление больного, находящегося в состоянии агонии.

В условиях разрушающегося старого мира надо начинать строить  новый и лучший, ответственный и рациональный мир с новым мировоззрением, новыми формами единения и совместного творчества людей, новым отношением к природе, культуре, науке и собственной личности. Это будет духовно-экологический (или ноосферный) мир, о котором мы говорим и пишем уже давно.

Кто-то скажет, что уже сколько раз старую цивилизацию и ее вершину  – западный капиталистический мир, хоронили, а он все не умирает и даже процветает. Однако о процветании западного мира в основном говорят отечественные западники, сами там не живущие. А о резком ухудшении различных сторон  жизни в Европе, особенно в виде  наступления на права простых людей, не говорит разве что ленивый. Так что новая цивилизация стучится в двери. Ее призрак бродит не только по Европе, но и по Азии, и по Америке. Очень важный знак, что крушение необратимо – последний доклад Римского клуба, сделанный еще до того, как джин коронавируса вырвался из бутылки. Его название показательно: «Старый мир обречен. Новый мир неизбежен».

Какие уроки в плане неизбежности перехода к  новому духовно-экологическому миру можно извлечь, анализируя происходящее вокруг?

Во-первых, это кризис городской цивилизации, изжившей себя. Пора расселяться из гигантских мегаполисов в более мелкие города и в деревни. Благо современные информационные технологии  дают возможность дистанционно общаться, работать и учиться. Понятно, что компьютерное общение в социальных сетях никогда не заменит живого человеческого общения, однако оно позволяет находиться в пространстве человеческой цивилизации. Что касается живого общения, то в небольших коллективах и общинах, спаянных совместным трудом, оно приобретает качественно новый, непосредственный и сердечный, а не механический и опосредствованный  характер, свойственный городским скоплениям людей. Село и сельский труд обеспечивают наше существование самыми важными вещами  – продуктами питания и здоровым образом жизни в здоровой  окружающей среде. Село всегда было  основой жизни, но эта его роль сегодня колоссально возрастает и должно получать приоритетную поддержку государства. На богатых дачах и загородных виллах не укрыться и не выжить богачам и политикам (псевдоэлите техногенно-потребительской цивилизации), ибо там скоро нечего будет есть, а сами они работать не умеют. Выживут реальные труженики в сельских местностях, способные обеспечивать самих себя и кормить других.

Во-вторых,  исключительную ценность приобретают большие континентальные пространства с богатыми биосферными ресурсами и возможностями нового массового расселения людей. Такими богатствами обладает только Сибирь. Она с необходимостью превращается в центр и ось мира, что предчувствовалось многими мыслителями от Ломоносова до Шпенглера. Сегодня это не фантазия, а реальность.

В-третьих,  пора возвращаться к древним истинам, в частности, о «материальности мысли». Эта расхожая формулировка, становящаяся, кстати, все более популярной среди рядовых людей, отражает вполне реальный факт: мысль человека является реальной физической силой в мире. Или, говоря философским языком, мысль субстанциальна.  Здесь не место разворачивать аргументацию в пользу этого тезиса. Скажу лишь, что постепенно накапливаются не только факты, говорящие в его пользу, но и соответствующие научные и философские модели. Самое же главное другое: принципиальное значение, судя по всему, имеет «моральная окраска» любой мысли. Не случайно параллельно  накапливаются факты, говорящие о  важности моральных установок личности и общества.  Отсюда  напрашивается вывод (или гипотеза, если угодно): негативные мысли, особенно переполняющие людей в городах, имеют выраженный деструктивный характер. То есть они воздействуют не только на самого человека, но и на других людей и даже, судя по всему, на  природные объекты и процессы.

То есть человек должен искать истоки крушения старого мира, превратившегося в Новую Атлантиду, не во внешних факторах, не в слепых силах природы, как привычно думает усредненное и механистическое сознание современного европейца-безбожника, а в самом себе. Пришло время возвращаться к великому искусству мысли, которая всегда прибывает с нами и в нас. Известно, что святые всех мировых религий, жили и живут дольше,  обладают лучшим здоровьем, чем обыватели всех времен. Это установил П.А. Сорокин в своих исследованиях альтруистической любви. Сегодня мощь благой мысли, способной преобразовывать плоть и одерживать победу над смертью, доказывает феномен бурятского ламы Итигэлова. Конечно, против вирусов надо искать вакцины, но нет ничего  сильнее вакцины благожелательной, четкой и устойчивой мысли. Вспомним необъяснимые случаи, когда высокие духом сестры милосердия не заражались во время эпидемий.

В-четвертых, человечество должно объединяться вопреки эгоистичным и корыстным  политикам. Противостоять хаосу можно только вместе.  Для начала надо всем объединиться в борьбе за мир против сил мирового милитаризма и ксенофобии. Да и коронавирус в одиночку не победит ни одна страна. И, кроме мира во всем мире, надо обязательно совместно бороться за экологию, культуру и образование. Десять лет назад общественность Алтая и Сибири отстояла в борьбе с Газпромом на Алтае плоскогорье Укок – объект Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая», через который хотели напрямую вести в Китай газ, прокладывать автомобильную и железную дороги. Можно себе представить, в какой ситуации сегодня находились бы Республика Алтай, Алтайский край, да и вся Западная Сибирь, если бы этот разрушительный проект был реализован.

Можно высказать гипотезу:  человеку, который прекрасно мыслит, умеет трудиться и ладить с другими людьми, который не впадает в панические настроения, верит в лучшее будущее и что-то делает ради него – тому не страшен никакой коронавирус. Такие люди обязательно построят духовно-экологическую цивилизацию.

Иванов А.В., д.ф.н., профессор АГАУ

Показать похожие записи
Еще от Иванов А.В.
Еще в Новости

Смотрите также

Иванов А.В. Новый опыт «метафизики всеединства»

В монографии с опорой на традицию русской «метафизики всеединства» предпринята попытка по-…