«Пробелы в социализации». Треть школьников не умеют общаться и работать в команде

0
168

Приводим очень показательную заметку (с небольшими сокращениями); после заметки, как всегда, наши комментарии.

_______________________________________

 Из-за чего так происходит и что с этим делать

Их называют «асоциальными личностями», «тихими троечниками» или, наоборот, «возмутителями спокойствия». Ученые Научной лаборатории Института среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского Московского городского педагогического университета выяснили, что треть из них имеет «социально-педагогические дефициты». Другими словами — не умеет правильно общаться.

Не умеют работать в команде, не всегда понимают, как общаться с учителями, и не могут объяснить, что им нужно. А главное — они не знают, как организовать свою собственную деятельность.

«Отсутствие интересов, неумение задавать вопросы»

«Социально-педагогический дефицит — это дисбаланс в структуре личности, недостаточная сформированность некоторых ее подсистем, которая приводит к незрелости социальных форм поведения, — рассказывает заведующий научной лабораторией МГПУ, кандидат психологических наук Лев Кравцов. — Дети не умеют использовать общение как инструмент регуляции и координации своей деятельности. Эти проблемы не проходят сами собой и имеют последствия.

При этом результаты исследования показали: учитель далеко не всегда понимает, что трудности взаимодействия с некоторыми учениками связаны с проблемами развития личности ребенка. Да, часто трудности видны невооруженным глазом: ученик дерется, сползает на уроке под парту, замыкается в себе. Но бывают и не такие яркие проявления: ребенок учится и ведет себя средне, без очевидных проблем, но предрасположенность к дефициту развития у него есть.

У каждого возраста есть свои поведенческие маркеры, отклонение от которых, по мнению Льва Кравцова, могут сигнализировать о проблеме:

К первому классу ребенок должен уметь общаться, играть в командные игры, сосредотачиваться. Развитие подобных форм поведения во многом зависит от родителей. Например, если они не читали малышу книги, вместо совместного досуга занимали ребенка мультфильмами или играми в смартфоне, то в школе ему будет трудно научиться слушать педагога и понимать, что тот от него требует.

В средней школе ребенок должен уметь формулировать замысел и работать над ним. Скажем, придумать план текста и записать с опорой на него самостоятельное связное рассуждение. Ребенок участвует в школьных активностях, имеет хобби. Также (и это очень важно) формируется дифференцированная самооценка, которая помогает школьнику понять, что у него получается хорошо, а что еще пока не очень.

В старших классах от ученика требуется способность осознавать свои пробелы в знаниях и находить способ их устранения. Старшеклассник должен уметь анализировать, как он может подтянуть свой уровень знаний по предмету, не только искать необходимую информацию, но и критично оценивать свою результативность в освоении нового. По данным исследователей МГПУ, такой способностью в явном виде располагает лишь четверть учеников старшей школы.

Почему школьники не умеют общаться

Исследователи из МГПУ отмечают, что развитие «социальных дефицитов» связано с накопленным опытом общения с родителями и сверстниками, который дает о себе знать при взрослении.

Итак, первая и самая частая причина появления таких «дефицитов» — обстановка в семье. Для личностного развития ребенка важно все: как родители выстраивают взаимодействие с обществом и между собой, как проводят досуг, как решают конфликты. Банально: если отец бьет сына за плохие оценки, то ребенок, скорее всего, будет драться в школе.

Вторая причина — пробелы в социализации. Дети растут со смартфоном в руках, пропуская «уличные уроки», а ведь именно во время игр во дворе дети учатся примерять на себя разные социальные роли, отстаивать личные границы и распоряжаться своим временем.

«Депривация предметной деятельности, характерная для современных детей и подростков, связана с условиями и обстоятельствами их взросления, в которых преобладает технологичное окружение, обилие цифровых устройств, избыток развлекательного контента, вырождение развитых форм детской игры, требующих планирования», — объясняет Лев Кравцов.

Социально-педагогические дефициты не проходят сами собой. Наоборот: если их не выявить вовремя, то к старшим классам они только накопятся, ведь требования к личностному развитию школьников растут вместе с усложнением образовательного процесса.

Как восполнять «социальные дефициты»

Эксперты МГПУ рекомендуют учителям разнообразить форматы образовательного процесса: обсуждать с детьми фильмы и поведение их героев, заниматься с учениками проектной деятельностью, вводить игровые технологии на уроках (например, вместо обычной контрольной провести квиз по пройденному материалу или разыграть сценку для повторения английских слов).

При необходимости возможны индивидуальные беседы со школьными психологами — но это актуально для совсем крайних и систематических проявлений проблемы.

При этом не нужно пытаться преодолеть дефицит личностного развития полностью

Ставить целью искоренение той или иной модели поведения не только бессмысленно, но и опасно, потому что все они связаны с уникальными чертами характера личности. Лучше найти возможность для их «эффективной настройки» и нащупать оптимальный баланс, не пытаясь переделать человека целиком. Ведь кому-то свойственно быть лидером, а кто-то максимально эффективен во время спокойной работы в малой группе или вообще в уединении.

В любом случае эта работа — комплексная. В ней не обойтись без сотрудничества всех участников образовательного процесса: родителей, классного руководителя, учителей и самого ученика.

Источник: https://mel.fm/vospitaniye/psikhologiya/5290368-probely-v-sotsializatsii-tret-shkolnikov-ne-umeyut-obshchatsya-i-rabotat-v-komande

 

Наши комментарии

Собственно, все важное в заметке сказано. Но несколько странно, что среди рекомендаций педагогам и родителям – совершенно верных, конечно, — даже не звучит главная рекомендация, которую эмоционально можно выразить так: надо всем – и ученым, и педагогам, — «бить во все колокола», чтобы менять господствующие социальные установки и сформировавшиеся опасные привычки.

Когда дети, действительно, «зависают» в соцсетях и играх вместо живого общения. Когда  многие родители сами «подсаживают» детей на это «зависание» чуть не с пеленок, так как это весьма удобно: сидит малыш и нажимает на кнопки, «не мешает». И когда, наконец, несмотря на все подобные исследования и протесты все настойчивее  насаждается  тотальная цифровизация в школах и вузах.

Самое плохое здесь – позиция самих родителей. Хочется сто раз повторять банальный совет: если кто-то не понимает, что растить ребенка  — это  постоянный труд, то не надо и рожать. Нельзя производить детей «для галочки», «потому, что так принято», а потом отделываться от них, подсаживая на гаджеты.

Конечно, пресс цифровой индустрии огромен. Но представим себе, что большая часть родителей подходит ответственно к воспитанию и ей целенаправленно противостоит. Сразу же изменится климат и в школе, и в обществе. У школьников обладание самыми «крутыми» новинками не будет популярно. Вернутся, хотя бы отчасти, нормальные формы детского  общения, творчества, познания. При этом инициаторы «цифровизации» вынуждены будут отступить на дальние рубежи.

Показать похожие записи
Еще от Редакция cайта
Еще в Новости

Смотрите также

Монография «Наука и религия: нераздельность и неслиянность»

Монография «Наука и религия: нераздельность и неслиянность» была написана коллективом авто…